Кто «сразу смазал краску будня»?
…Все вместе оно зазвучало. Зазвучало художественно убедительно: стало возможным увидеть и почувствовать особенности техник, почерков и пристрастий творцов, направлений их поиска, а главное, в этом щедром многообразии свериться с собственными эстетическими и эмоциональными камертонами: звенит — не звенит, резонирует — не резонирует. А выбирать, слава богу, было из чего: проект, автором-создателем которого стал известный новосибирский график Михаил Паршиков, включил в себя три раздела. Это более 120 работ восемнадцати новосибирских авторов (в их числе Сергей Беспамятных, Елена Бертолло, Сергей Гребенников, Тамара Грицюк, Александр Жуков, Владимир Мартынов, Данила и Сергей Меньшиковы). Второй раздел — «Гость», где представлены произведения наших соседей по региону, а также художников из США, Японии, Германии, Великобритании и других стран. Третий раздел с названием «Параллельный мир» составляют абстрактные фигуры и композиции из металла новосибирского скульптора Дмитрия Буторина. (Кстати, в выставочном пространстве они несли, кроме всего, какую-то «объединительно-путеводительную» функцию, как нити волшебного клубка, разматывая по залам фантазии и «умозрения», отраженные остальными участниками выставки на графических листах).
О значении и месте этой выставки в художественной жизни Новосибирска в анонсирующем ее тексте Михаил Паршиков написал следующее: «Выставочный проект «Без границ» привлекателен своим плюрализмом, открытостью и многообразием. …Говоря о современных новосибирских художниках-графиках, нельзя не вспомнить гениального провидца XX века Николая Демьяновича Грицюка. Традиции формального искусства, заложенные в творчестве великого мастера таинственной жизни пластических элементов, продолжены молодым поколением художников. Структура их произведений базируется на линиях, цветовых пятнах, беспредметных композициях, которые воплощают индивидуальность художника, порождают свободные ассоциации и эмоциональные сопереживания в среде просвещенного зрителя… Персонифицированную систему автора трудно понять на примере трех листов, представленных в экспозиции. И все же в основе листа по-прежнему остается вектор мысли, мощный духовный заряд, действенно преобразующий реальность от индивидуальной чувственности к сосредоточенной продуманности…»
Продолжим: а эта «сосредоточенная продуманность» в свою очередь рождает у зрителей особый — индивидуальный — эмоциональный или интеллектуальный импульс. Тот, ради которого собственно мы и тянемся к искусству. Что и требовалось доказать, что и подарила новосибирцам новая экспозиция городского центра изобразительных искусств на Свердлова, 13.