Ален Делон — ранимый лев
— Делон не сходит с мировых экранов уже полвека. Только что показали новый телефильм «Лишний муж» с его участием. В одном из парижских театров он готовит спектакль с дочкой Аннушкой. Неужели к 75 годам не наигрался?
— Настоящий актер не останавливается. Он никогда не скажет: «Хватит, наигрался!» Не уйдет и Делон, который пока находится в отличной форме.
— Однако он неоднократно предупреждал, что покидает кино навсегда.
— На эти «угрозы» последние два десятилетия уже никто не обращает внимания. Делон говорит о своем уходе, чтобы публика просила его остаться.
— Тем не менее он, кажется, тяжело переживает свой возраст?
— Мы не так давно с ним встречались на открытии музея Поля Бельмондо. Весь вечер они не расставались с Жан-Полем. Оба были в превосходном настроении. Он остается тем же Делоном, которого я знаю на протяжении многих лет.
— Разве красота не была главным его козырем как артиста?
— Если бы он обладал только красотой, то не сделал бы никакой карьеры. Он наделен огромным талантом и сильным характером. То, что он настоящий актер, было ясно уже в его первом фильме «На ярком солнце». Он обожал Лино Вентура, Жана Габена, многое взял у них и создал собственный персонаж. Он не заканчивал университетов, но его всегда отличала жажда знаний. Думаю, что на него огромное влияние оказала встреча с Лукино Висконти. Великие мастера умели использовать его талант. Но это не значит, что в остальных картинах Делон был никудышным актером. Он замечательно сыграл в фильмах «Месье Кляйн» Джозефа Лоузи и «Наша история» Бертрана Блие. Наконец он совсем неплох в лентах для широкого зрителя.
— Разве он не растратил свой талант на бесконечные роли бандитов и гангстеров?
— Зритель ждал от него именно таких ролей. Тем же путем шел Жан-Поль Бельмондо. На мой взгляд, такой широкий подход свидетельствует о масштабе их таланта.
— Он пробовал свои силы в комедии, но это явно не его жанр.
— За свою жизнь он снялся всего в двух комедиях, в том числе в роли Цезаря в «Астериксе на Олимпийских играх». В этом фильме Делон — что с ним практически никогда не бывает — смеется над самим собой.
— В 1960-е Делон попытался покорить Голливуд, но возвратился домой ни с чем.
— Голливуд не предлагал ему ничего значительного. И Делон сразу понял, что он обречен на второстепенные роли в посредственных картинах. Поэтому он вернулся во Францию и сразу снялся в таких известных фильмах, как «Сицилийский клан», «Борсалино».
— В последние годы Делон чаще появляется на сцене. Его перестали приглашать в кино?
— Напротив, в кино ему по-прежнему предлагают огромное количество ролей. Однако у Алена есть дурная привычка от всех отказываться — часто в последнюю минуту. Он исключительно требователен и недоверчив. В театре он играл в молодые годы у того же Висконти. Несколько лет назад он вернулся на сцену, потому что ему нужно постоянно чувствовать публику, ее любовь и обожание.
— Он порой производит впечатление человека закомплексованного. У него возникали сомнения в своем таланте?
— Действительно, он человек с комплексами. Пожалуй, лучше всех об этом сказал Жан-Поль Бельмондо: «Ален относится к себе критически, а я — нет». Драма Делона в том, что он хочет нравиться одновременно всем — широкой публике, критике, кинематографистам. Он так и не понял, что это невозможно. Поэтому его все время терзают сомнения, а это мешает его актерской непосредственности.
— Делон по-прежнему не без высокомерия взирает на простых смертных?
— Ему непросто дается общение. Ален слишком эмоционален и порой кажется высокомерным и даже брутальным. Человек спонтанный, он никогда не скрывает своих симпатий и антипатий и делает это с такой страстью, что часто шокирует.
— «В жизни я всем обязан женщинам, — повторяет актер. — Все, чего я достиг в кино, я сделал ради них. Стремился быть в их глазах красивее, сильнее, мужественнее, чем есть на самом деле. Жаждал видеть их восхищение, восторг». Он не преувеличивает?
— Ален хотел, чтобы его все — не только женщины — любили. Это, видимо, связано с тем, что он много страдал в детстве после развода родителей. Он отправился воевать в Индокитай почти мальчиком. И мать без колебаний согласилась, чтобы он шел в армию. Такое равнодушие причинило ему боль, которая осталась на всю жизнь.
— Несколько лет назад он объявил, что устал от одиночества и ищет женщину — родственную душу. Это было серьезно?
— Делон всегда немного блефует. Он мог бы легко найти сотни родственных душ.
— «Я создан для успеха, а не для счастья» — его слова. Или это поза?
— По сути, это так. Он никогда не был счастлив. Но это не значит, что он несчастлив. Между двумя этими состояниями есть нейтральная зона. Однако ничто не мешало ему пользоваться всеми благами жизни. Хотя главным для него всегда было актерство.
— Делон обосновался в Швейцарии, чтобы платить меньше налогов?
— Он выбрал Швейцарию и по финансовым соображениям, но не только. Там он активно общается с художниками и артистами. Кроме того, его больше ценят в Швейцарии, чем во Франции, где порой над ним посмеиваются. И он это болезненно переживает.
— Долгие годы его главным соперником на экране был Жан-Поль Бельмондо.
— Их можно сравнить с бегунами на длинные дистанции. Они необязательно соревновались вместе, но каждый пристально следил за успехами другого. Бельмондо в отличие от Делона часто играл в комедиях, тогда как Делон больше — в полицейских боевиках. И сегодня они говорят друг другу: «Мы с тобой славно поработали, и мы все еще здесь».
— Иногда Делон сравнивает себя со львом, который еще рычит...
— Делон играл «леопарда» у Висконти, «льва» в экранизации одноименного романа Жозефа Кесселя…
— Он все чаще говорит о смерти. Однажды в интервью сказал, что намерен «умереть красиво»…
— Ален понимает, что в его возрасте смерть бродит где-то рядом. Но он одержим жаждой жизни. Мечта всех хороших актеров — умереть на сцене или после фильма, в котором он сыграл бы свою лучшую роль, устроил последний фейерверк. И чтобы все, пораженные, сказали: «Какой же он великий артист!» Думаю, что Делон нас еще удивит — по крайней мере, он к этому стремится.