Социализм от Жан - Люк Годара
На излете новой волны один из самых дерзких ее новаторов, Жан-Люк Годар, становящийся одним из идейных лидеров студенческой майской революции 1968 года, делает резкий крен влево, пересматривая не только стилистику, но и функциональное назначение кинематографа. Большинство его лент 1970-х гг. задуманы как вариант политического агитпропа. Лишь в начале 1980-х гг. режиссер возвращается к крупномасштабным кинематографическим формам, предполагающим выход в широкий прокат. Художническим триумфом Годара этого времени становятся фильм о съемках фильма — «Страсть» (1982) и осовремененная версия новеллы Проспера Мериме «Имя: Кармен» (1983, Гран-при Международного кинофестиваля в Венеции).
Общемировой резонанс творческого новаторства Жана-Люка Годара огромен. Пожалуй, ему, как никому другому, удалось так обогатить язык современного кино.
НАША СПРАВКА:
«Фильм Социализм» сделан в оригинальной манере: его ритм схож с «Броненосцем «Потемкиным» Сергея Эйзенштейна, в новую работу Жана-Люка Годара даже включены фрагменты из этой ленты, отснятой в 1925 году.
«Фильм Социализм» — это раздумья режиссера об истории и будущем Европы. Годар не ищет легких ответов. Он возвращается к истокам современной европейской демократии — идеям свободы, равенства и братства Французской революции XVIII века.
При этом режиссер считает, что общество должно развиваться за счет сближения людей, на «социалистических путях», однако он не доверяет революции и предупреждает молодое поколение от соблазна поисков быстрых и простых социальных и политических решений.
Состоящий из трех частей фильм выполнен в необычной манере, когда первая и третья части представляют собой быстро сменяющиеся очень короткие эпизоды, серединная часть замедленная, с насыщенными диалогами. Годар позволяет себе играть в «антикино», открывая новые и неожиданные возможности кинематографа.
В целом «Фильм Социализм» был с уважением встречен на нынешнем Каннском международном кинофестивале, хотя, по словам экспертов, даже там едва ли набралось с десяток специалистов и зрителей, которые могли сказать, что до конца поняли и оценили новую работу Годара.