Засуха как «оружие» спекулянтов
— Александр Александрович, многие воспринимают ФАС как главного контролера ценообразования. Входит ли в полномочия антимонопольной службы регулирование цен на продукты питания?
— Не входит. Мы лишь осуществляем контроль и надзор на рынках, руководствуясь Федеральным законом «О защите конкуренции». Когда речь идет о необоснованном повышении цены, в рамках своих полномочий ФАС устанавливает нарушения в отношении хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение на рынке, то есть их доля составляет более 50 процентов. К слову сказать, на рынке розничной торговли в Новосибирской области таких субъектов нет. Также закон мы можем применять в случае обнаружения согласованных действий.
— То есть сговора?
— Да, хотя подобные случаи доказывать очень сложно. Так, например, в начале ноября комиссия Новосибирского УФАС повторно рассмотрит дело в отношении ЗАО «Новосибирский мелькомбинат №1» и ОАО «Новосибирскхлебопродукт» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в осуществлении согласованных действий по повышению цен на муку, что, по нашему мнению, привело к установлению в августе этого года экономически необоснованных цен на муку. Сама претензия появилась после того, как новосибирские хлебопеки заявили о том, что «Новосибирскхлебопродукт», который закупает всю муку мелькомбината, поднял на нее цену на 60 процентов и по завышенной цене реализовывал ее городским хлебопекарным предприятиям. На первом заседании дело было отложено, поскольку оба предприятия заявили, что «готовы предоставить некие новые документы по объяснению цены». Надеемся, что на втором заседании будет внесена ясность.
По заданию ФАС России Новосибирское отделение УФАС ведет с августа еженедельный мониторинг по ценам на пять позиций на рынке. Это зерно, мука, хлеб, молоко, масло подсолнечное. Что мы установили? В августе «Компания ЮНИМИЛК» (филиал «Молочный завод «Новосибирский», ООО «Юнимилк» — филиал «ЮниМилк-Новосибирск») и ОАО «Вимм-Билль-Данн» (филиал «Сибирское молоко» в Новосибирске) необоснованно подняли цены на молоко от 12 до 18 процентов, в зависимости от его жирности. Между тем в августе цена на сырье, то есть сырое молоко, поднялась всего на 4 — 8 процентов. Получается явная диспропорция между изменением реальных затрат производителей и отпускной цены. Вот почему УФАС посчитало повышение необоснованным, выдало соответствующее предписание об устранении нарушений. Оба предприятия не согласились с нашей оценкой ситуации, обратились в арбитражный суд.
— Насколько штрафные санкции ощутимы для предприятий-нарушителей? Отделаются штрафом, а потом все равно будут продавать втридорога?
— Размер штрафа составляет от 1 до 15 процентов от общей выручки предприятия за прошлый календарный год. Это очень серьезная сумма. Средства потом направляются в федеральный бюджет.
— А снизится ли цена на молоко после предписаний и штрафов?
— Когда наступает срок предписания, производители обязаны снизить цену, точнее, привести ее в соответствие со своими реальными затратами. Диктовать, по какой цене реализовывать продукт, мы не имеем права.
— Давайте перейдем к разговору о новом «деликатесе» в наших семьях — к гречке.
— Сейчас мы проводим проверку по обоснованности цены на гречневую крупу. На территории Новосибирской области гречиха не выращивается. Основным крупным оптовым поставщиком является «Первая крупяная компания». В августе — сентябре реализовывалась гречка еще старого урожая, а цена оказалась повышенной. По этому поводу есть вопрос к поставщику. Пока изучаем ситуацию, чтобы предъявить претензии. Безусловно, на повышение цены повлияла засуха в Европейской части России. Нового урожая еще нет, поэтому предложение ограничено.
— А почему поднялись цены на яйца? В области достаточно птицефабрик, чтобы обеспечить область недорогой продукцией? Здесь тоже засуха виновата?
— Действительно, цены на яйца по сравнению с августом в сентябре — октябре поднялись на 30 процентов. Производители — птицефабрики Новосибирской области — объясняют повышение тремя факторами. Во-первых, цена на яйца в летние месяцы была значительно меньше, чем в феврале, и якобы птицефабрики «работали себе в убыток». Во-вторых, с сентября увеличились расходы на отопление, которые тоже включены в себестоимость товара. В-третьих, произошло увеличение цен на корма для птицы, а в себестоимости яиц около семидесяти процентов приходится на корма. А они действительно подорожали из-за той же засухи. Спрос превысил предложение, цены скакнули. Раз зерно подорожало, дальше подросли цены по всей цепочке: на муку, хлеб, корма, мясо, молоко.
— Александр Александрович, но ведь в законе о торговле предусмотрено государственное регулирование цен на основные продукты питания. Или закон не работает?
— Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» действительно предусматривает государственное регулирование цен на продукты питания. А правительственным постановлением утвержден перечень 24-х социально значимых продовольственных товаров. В этот список вошли говядина, свинина, баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, сливочное и подсолнечное масло, цельное пастеризованное молоко 2,5 — 3,2% жирности, яйца куриные, сахар-песок, соль, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки. В законе сказано, что если на какой-то из этих видов товаров цена поднимется более чем на 30 процентов, государство имеет право вводить регулируемую цену. Новосибирское управление статистики еженедельно отслеживает цены и сообщает их в Минэкономразвития Российской Федерации. И беспокоиться есть о чем. Например, цена на гречку в области выросла на 40 процентов и держится более месяца. Казалось бы, пора сказать цене «стоп!». Но Минэкономразвития посчитало необходимым не вмешиваться в ситуацию. По их мнению, нет смысла в регулировании цен, поскольку почти собран новый урожай гречихи, и ситуация в ближайшие месяцы должна стабилизироваться. Причем министерство — единственный орган власти, в чью прямую компетенцию входит задача внесения предложений о госрегулировании в правительство. Но опять же в законе прямо не прописано, что ведомство «обязано», а сказано только, что оно «может».
— Получается, что «беззубый» закон не может остановить спекулянтов?
— К сожалению, пока не в полной мере используется единственная прописанная законодательно возможность госрегулирования. Кроме того, в законе предусмотрено ограничение только розничной цены на продукты питания и ни слова не сказано об ограничении оптовых цен. То есть получается, что умерили только аппетиты розничных продавцов. А надо действовать по всей цепочке, как сделали по лекарственным средствам. Там сейчас такие условия. Производитель декларирует для каждого лекарства свою отпускную цену. Далее предусмотрено государственное регулирование оптовых торговых и розничных надбавок. Для оптовиков, сколько бы их не было, десять или два, департаментом по тарифам Новосибирской области предусмотрена единая надбавка на лекарственные средства и единая розничная надбавка для аптек. И это правильно. А по продуктам питания пока прописано однобокое регулирование цены на продукты, в итоге многие поставщики беззастенчиво используют ситуацию.