В поисках потерянного рая
А дальше, поскольку концерт был впереди, господин Пендерецкий рассказал о сочинениях, которые новосибирцам предстояло услышать.
Концерт для фортепиано с оркестром вырос из заказанного в 2001 году композитору Карнеги-холлом Каприччио для фортепиано с оркестром, но тут произошел теракт 11 сентября:
— И это так повлияло на меня, что я решил: не время работать над Каприччио, и написал хорал, посвященный этой трагедии, который впоследствии стал главной частью концерта. Таким образом, события 11 сентября изменили мою концепцию: от легкого сочинения к сложному произведению. Это даже скорей симфония, чем фортепианный концерт…
На вопрос, каким еще событиям мировой общественно-политической значимости маэстро намеревается посвятить свои сочинения, Кшиштоф Пендерецкий ответил:
— Я композитор, а не хроникер: мною написано 150 сочинений, пять или шесть из них посвящены событиям политической истории. Да, я живу в непростое время, мое детство, выпавшее на годы Второй мировой войны, тоже не было простым… И как всякий человек, являющийся свидетелем трагических и горьких событий, я на них откликаюсь, но, конечно, не на каждое. Так, 50 лет назад я был потрясен чудовищностью свершившегося и написал «Плач по жертвам Хиросимы». Есть у меня произведение, посвященное жертвам концентрационного лагеря Аушвиц, есть Польский реквием, охватывающий трагические события истории моей страны от древности до наших дней, и вот фортепианный концерт, осмысляющий трагедию 11 сентября 2001 года, российская премьера которого состоится завтра в Новосибирске…
Дополнение от исполнителя — пианиста Александра Гиндина:
— Этот концерт я выучил специально для исполнения в Новосибирске. По моему мнению, это самый значительный фортепианный концерт, который в XXI веке был сочинен. Огромная одночастная форма, произведение, в котором на самом деле есть все: размышления о самых важных человеческих ценностях, жизни, бытии — всеобъемлющая музыка! Замечательно, что ее российская премьера проходит именно в вашем городе, в котором так значимо имя маэстро Арнольда Каца. По собственному опыту знаю: новосибирская публика очень восприимчива к новой музыке, всегда внимательно слушает и правильно ее оценивает.
Атмосфера на пресс-конференции была особой. И дело даже не в пиетете перед живым классиком, а в том, что Кшиштоф Пендерецкий действительно многое определил в развитии академической музыки второй половины XX века и не упускает этого лидерства в веке нынешнем.
Как сказал исполнитель второго концерта программы виолончелист Сергей Суворов:
— Этот концерт для меня совершенно особенный. Ведь композитор-классик и исполнитель обычно разделены временем и не могут находиться одновременно на сцене. Во-вторых, публика не всегда готова к новой музыке, которая часто создается «от головы» да еще непонятным языком. И то, что мне представляется возможность встретиться на сцене с композитором, пишущим уникальным композиторским языком, однако языком понятным, для меня — уникальный шанс. Я исполнял уже этот концерт десять лет назад в Лондоне, и мне, тогда 17-летнему солисту, казалось, что я эту музыку понимаю, но теперь, встретившись с маэстро, я много открыл для себя нового, интересного. Надеюсь, что это будет интересно и новосибирцам, которые услышат это произведение впервые.
Был отмечен и такой талант Кшиштофа Пендерецкого, как умение повести за собой оркестр.
— У маэстро есть дирижерская черта, — отметил Александр Гиндин, — которой нет порой даже у больших дирижеров, — заставлять людей вокруг себя играть лучше. И дело не в известности, а в творческой харизме, которая все вокруг делает ясным. Находясь рядом с ним, все становятся сами собой и все становится на свои места.
Что помогает маэстро «все ставить на свои места», он сам объяснил так:
— Я великий оптимист. Мне это очень помогает в жизни. Потому что я стараюсь подходить к ней с чувством юмора. Случаются моменты, когда ну просто все вокруг надоедает, я нахожу выход в шутке — и оптимизм ко мне возвращается. Вот и этот фортепианный концерт трагичный, написан в трагичное время, но я не назвал его реквиемом, а назвал Воскресением. Надежда есть всегда!
...Концерт, честное слово, превзошел все ожидания.
Вначале Новосибирский симфонический оркестр под управлением маэстро исполнил Четвертую («Итальянскую») симфонию Мендельсона. И она, романтическая, ясная по чувствам, могла бы послужить саундтреком какой-нибудь кинематографической ретроистории об итальянской девушке-крестьянке, ее большой любви, некоторых драматических коллизиях как личного плана, так и социального, которые благодаря силам добра и цельности натуры героини были побеждены, и все закончилось массовым танцем-торжеством на главной площади города. Это была прекрасная музыка первой половины XIX века — с взаимообусловленностью причин и следствий, верой в добро как аксиомой. Все это впечатляюще красиво рассказали нам оркестр и дирижер.
…Альтовый концерт Пендерецкого (версия для виолончели) начался глухими одинокими стонами человека других — наших — времен, времен, вместивших в себя ужасы фашизма, атомной угрозы и прочая, прочая. И пускай все это позади, человеку трудно «собрать себя» для жизни. Его сознание расфокусировано, его личность не может найти опоры. И мучится в ее поиске. В поисках потерянного рая…
Музыку Пендерецкого слушаешь и ждешь ответа — справится ли герой с этой ношей, выбредет ли из лабиринта к свету, придет ли к единственному источнику, имя которого известно… Нет, не выбрел, хотя вроде бы стучался — не достало веры и сил.
С еще большей интеллектуальной и духовной мощью буквально обрушился на слушателя Концерт для фортепиано с оркестром, посвященный событиям 11 сентября 2001 года. Потому что в центре здесь не «одинокий голос человека», а голос человечества, пережившего новый страшный вызов нового века. Чем он страшен? Тем, что сегодня, оказывается, нет никаких абсолютных величин, и не силы добра борются с силами зла, а просто — сила с силой. Партия рояля как символ культуры и жизни как таковой с колоссальным напряжением противостоит здесь хаосу преступных идей, шабашу ответных ударов, наконец, помпезному официозу, который имеет свойство маскировать Апокалипсис под нечто иное.
Эта музыка была откровением и потрясением. Зал долго-долго аплодировал стоя.
Наша справка
В 1960-е годы Кшиштоф Пендерецкий буквально ворвался в мир музыки: не прошло и двух лет после окончания им Краковской музыкальной академии, как о композиторе заговорили все. Международная известность пришла к Пендерецкому, когда было исполнено его произведение «Плач по жертвам Хиросимы» (1960) — сочинение для 52-х струнных инструментов.
С течением времени музыкальный язык композитора стал менее радикальным, но он навсегда вошёл в историю музыки XX века как «лидер авангарда».
Кшиштоф Пендерецкий является трехкратным лауреатом премии «Грэмми», почетным профессором Московской консерватории, почетным доктором 17 университетов, членом-корреспондентом Баварской академии изящных искусств, почетным членом Лондонской королевской академии музыки, Американской академии искусств. Единственный в мире композитор, удостоенный официального титула «Самый великий из живущих».
26 октября маэстро Пендерецкий выступил с Новосибирским академическим симфоническим оркестром в качестве дирижёра. В концерте прозвучали два его инструментальных концерта, солисты — Сергей Суворов (виолончель) и Александр Гиндин (фортепиано), также была исполнена симфония Мендельсона.
Программа приурочена к 20-летию МДМ Банка — организатора и спонсора проекта «Мелодий дивных мир».