Академия сопереживания
Фильм «Ангара» вошел в цикл документальных фильмов «Великие реки Сибири» екатеринбургской киностудии «Снега». Цикл рассказывает о крупнейших реках Сибири как среде обитания: природе речных районов, стиле жизни и традициях их обитателей. По первоначальному замыслу сценариста картины Владимира Васильева фильм был посвящен семье местных жителей, но за несколько дней до начала съемок их поселок выгорел дотла, и герои вынуждены были уехать из родных мест. В соседней деревне режиссер фильма Павел Фаттахутдинов познакомился с заядлым охотником, ставшим героем фильма. Члены съемочной группы были вдохновлены новым знакомством, подарившим картине прекрасные кадры, по достоинству оцененные жюри фестиваля «Россия»: профессиональное владение камерой и выразительными средствами кинематографа сделали фильм событием. Живописное и точное решение кадра в этом фильме возвращает документальному кино его право быть искусством. (Добавим, что это уже третий фильм, снятый кинооператором Борисом Травкиным и признанный лучшим фильмом кинофестиваля «Россия».)
Однако лента получилась далеко не идиллической. Ее тема близка знаменитой повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Дело в том, что в этих местах Приангарья идет грандиозное строительство. Это Богучанская ГЭС — последняя очередь энергетического каскада на сибирской реке, вслед за Братской и Иркутской гидроэлектростанциями. Коренные жители вынуждены покидать родные и обжитые места, землю, где похоронены их предки. Фильм с этого и начинается — с горькой и не поддающейся сердечному смирению сцены «эвакуации» родительских гробов из зоны затопления…
До последнего держится за родной угол и главный герой фильма, пожилой охотник, нашедший на склоне лет свою вторую половинку — ставшую ему женой и другом женщину. Их тихие семейные радости, совместные хлопоты по хозяйству, воскресные обеды, ритуал проводов на охоту обрываются скрежетом бульдозеров более чем драматически: с крушением дома, очага разбивается надежда на какое бы то ни было совместное будущее. Она уезжает к дочери, в городскую квартиру, он — в такую же городскую квартиру к сыновьям…
Новосибирские зрители впервые увидели этот фильм в сентябре нынешнего года, в рамках XIII международного фестиваля «Встречи в Сибири». Показанный в программе, представлявшей также работы других новосибирских документалистов, он произвел большое впечатление, составив вместе с их картинами (а это были фильмы Владимира Эйснера и Евгения Соломина) своеобразный гуманистический триптих сопереживания «маленькому человеку», вынужденному поступаться своими интересами, благополучием и судьбой во взаимодействии с «абсолютными величинами» — прогрессом, цивилизацией, государственной машиной, наконец…
На главном документальном киносмотре страны новосибирская школа кинодокументалистов не первый раз получает награды. В прошлом году это был фильм «Глубинка 35х45» Евгения Соломина, в предыдущие годы не раз побеждали фильмы Юрия Шиллера, Валерия Соломина, Владимира Эйснера.