XII фестиваль русской музыки «Покровская осень»
«Filarmonica»-квартет.
Посвящается Антону Чехову и Петру Чайковскому.
ПРОГРАММА
15 октября, 19.00 — 21.00.
Дворец культуры «Строитель».
Олеся Журавкина, сопрано.
Антон Гринькин, тенор.
Николай Лоскуткин, бас.
Новосибирский академический симфонический оркестр.
Дирижер — Александр Анисимов.
Рахманинов — «Утес».
Гаврилин — музыка балета «Анюта».
Кортес — «Медведь», одноактная опера (1-е исполнение в Новосибирске).
Солисты нашего города и флагман филармонии — Новосибирский академический симфонический оркестр открывают XII фестиваль русской музыки «Покровская осень». Он посвящён двум великим русским художникам — А.П. Чехову и П.И. Чайковскому. Творчество этих мастеров давно стало достоянием мировой художественной культуры.
Первый концерт окрашен чеховскими тонами: симфоническая фантазия младшего современника Антона Павловича и два произведения наших современников. Строго говоря, Валерий Гаврилин не писал балета по Чехову (спектакль был поставлен на его музыку), но с тех пор его блистательные мелодии накрепко связаны в нашем сознании с чеховскими образами.
Завершает концерт одноактная опера Сергея Кортеса по мотивам пьесы Чехова «Медведь» (сам писатель обозначил жанр как «шутка в одном действии»). Как всегда у Чехова, это шутка, полная доброты, ироничного отношения и одновременно снисхождения к недостаткам своих героев, но самое важное — безграничной любви к людям. Об этом говорит и автор оперы, Сергей Кортес: «Обратившись к бессмертным текстам А. Чехова и написав «Медведя», мне хотелось одного: чтобы каждого слушателя после спектакля наполняли чувства радости, нежности, счастья и… жажда любить и быть любимыми».
17 октября, 16.00 — 18.00.
Камерный зал филармонии.
Абонемент № 16 «Портреты композиторов».
Открытие сезона — «Петр Ильич Чайковский».
Камерный оркестр, «Filarmonica»-квартет, солисты филармонии.
Ведет концерт Владимир Калужский.
Чайковский!.. Всенародную любовь к этому замечательному композитору можно сравнить, пожалуй, лишь с преклонением перед гением Пушкина. Его любят не «хрестоматийно», а безоглядно, всей душой, по-настоящему. Без музыки Петра Ильича мы уже не представляем нашей культуры. Идём в оперу, на балет, симфонический или камерный концерт — музыка Чайковского словно воздух, она всюду.
Солисты и два блистательных филармонических коллектива представляют нам камерную музыку композитора — мир особо чуткий, тонкий, доверительный.
Что может быть прекрасней, чем взглянуть на окружающее глазами тонко чувствующего художника? Погрузиться в его неповторимый мир и от этого самому стать чуточку возвышеннее… Сегодня уже никто не вспомнит о том, что 16-й абонемент первоначально адресовался детской аудитории. Он оказался настолько интересен, что пришёлся по нраву всем: школьникам и взрослым, детям и родителям, дедушкам и бабушкам.
19 октября, 19.00 — 21.00.
Концертный зал Дома учёных СО РАН.
«Осенняя песня», П. Чайковский.
Наталья Талдыкина, фортепиано.
Олеся Журавкина, сопрано.
Дина Новикова, фортепиано.
Дария Зиатдинова, скрипка.
Андрей Гладков, баритон.
Фортепианный дуэт Геннадий Пыстин — Дмитрий Карпов.
Камерный оркестр.
Ведет концерт Марина Якубовская.
«Да, публика очень добра ко мне, может быть, даже более, чем я того заслуживаю, И все-таки никогда в жизни я не был так польщен и тронут, как тогда, когда Лев Толстой, сидя рядом со мной в зале и слушая Анданте моего квартета, залился слезами…» П. И. Чайковский.
…Архитектура Санкт-Петербурга имеет западноевропейские корни. Каждый его дом, дворец, даже большая часть храмов «скроены» по европейскому образцу. Но удивительное дело: город в целом, его стиль — неповторимо русские.
Творчество Чайковского — прямая аналогия Великому городу. Интуиция композитора не ошибалась, он сумел найти свой особый, элегический тон в музыке. Европейские формы, жанры, приемы развития под пером композитора обретали новую душу. В сфере камерной музыки эта элегичность проявилась наиболее открыто.
На концерте в Академгородке как раз и будет представлена камерная музыка: Третий квартет в переложении для струнного оркестра, романсы, инструментальные миниатюры — череда пленительных мелодий, давно ставших частью нашей жизни.
19 октября, 18.30 — 20.30.
Большой зал консерватории.
Лицейский день.
«Сибирью прирастать».
Концерт творческих коллективов и исполнителей Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки.
20 октября, 19.00 — 21.00.
Дворец культуры «Строитель».
Закрытие фестиваля.
Русский академический оркестр.
Камерный хор.
Фольклорный ансамбль «Рождество».
Дирижеры: Владимир Гусев, Рустам Дильмухаметов.
Рахманинов — «Симфонические танцы» (фрагменты).
Свиридов — «Курские песни».
Муров — Симфония № 6.
Беляев — «Ямщицкий триптих».
Броннер — «Три хора на стихи русских поэтов».
В программе, завершающей XII фестиваль русской музыки «Покровская осень», участвуют три коллектива. Они собрались вместе, чтобы представить весьма любопытную программу.
Самая строгая и самая точная оценка произведения — проверка временем. В данной программе сочинения, прошедшие такую проверку, соседствуют c партитурами, которые ещё только ждут встречи со слушателями. На одном полюсе «Симфонические танцы» Рахманинова, «Курские песни» Свиридова, на другом — премьера Трёх хоров Броннера, однажды уже прозвучавший «Ямщицкий триптих» Беляева.
Шестая симфония Мурова занимает здесь позицию «золотой середины». Она написана 16 лет назад, была неоднократно исполнена различными оркестрами. Симфония «держит удар» времени, у нее есть все шансы остаться репертуарным произведением. К ней обращались выдающиеся дирижёры: Арнольд Кац, Юрий Николаевский (в оригинале Симфония № 6 написана для симфонического оркестра), а вот сейчас она заинтересовала Владимира Гусева. Заинтересовала настолько, что маэстро сам сделал переложение для русского оркестра и в этом виде муровская симфония прозвучит впервые.
Дирижёр Владимир Гусев любит русскую классику, с огромным пиететом относится к произведениям композиторов Сибири, верит в счастливую судьбу новых произведений. А время рассудит…