«Невечерняя» Хуциева
Критика называла Хуциева ключевой фигурой в кинематографе 1960-х годов. А сам Хуциев считает, что настоящий кинематограф — это глубочайшее философское раздумье над жизнью. Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Марлена Мартыновича. Его имя широко известно в России и за рубежом. Многие его фильмы отмечены призами разных международных и отечественных кинофестивалей. Но главное — они завоевали любовь и признание зрителей.
Первой режиссерской работой, которая принесла Хуциеву известность и признание зрителей и критики, стал фильм «Весна на Заречной улице» (1956), снятый им совместно с Феликсом Миронером. За ним последовала правдивая картина о послевоенной жизни «Два Федора» (1959), где дебютировал Василий Шукшин.
Шедеврами не только Хуциева, но и всего советского кинематографа 1960-х годов стали его ленты: «Мне двадцать лет» (1962, это цензурный вариант фильма «Застава Ильича», который в первоначальной редакции вышел на экраны в 1988 году), «Июльский дождь» (1967). Затем были фильмы «Был месяц май» (1970), «Алый парус Парижа» (1971), «Послесловие» (1983), «Бесконечность» (1991). Также Хуциев как режиссер, вместе с Э. Климовым и Г. Лавровым, заканчивал фильм «И все-таки я верю», который не успел завершить М. Ромм.
На сегодняшний российский кинематограф мастер смотрит пессимистично:
— Кино стало бизнесом, его снимают «ларечники». Снять кино сегодня — все равно что раньше съездить в Турцию за товаром. То есть заработать денег. Продюсеров все больше и больше... От этого плакать хочется…
Сам он уже не первый год (из-за отсутствия финансирования) работает над фильмом «Невечерняя», условно говоря, о взаимоотношениях двух гениев — Чехова и Толстого.