Никогда не забывал о войне и о павших товарищах
Пели песни, вспоминали годы юности, войну, которую пережили многие из собравшихся. Только вот сам юбиляр не сидел во главе праздничного стола, а смотрел на друзей и близких с фотографии на стене: его уже тринадцать лет нет с нами. Однако потребность пообщаться на тему «Петр Васильевич Мартыненко» в городе не ослабевает и практически ежегодно здесь проводятся дни его памяти. Душа просит. И выходит парадокс: жизнь идет, и Мартыненко умудрился не выпасть из нее.
В Куйбышеве, конечно, его знают все, но для читателей из других районов следует хотя бы кратко рассказать о судьбе почетного гражданина города с удостоверением № 1.
В Куйбышев его, четырехлетнего мальца, привезла из Каргатского района тетя. Родная семья жила в деревне и сильно бедствовала, просто голодала. А тетя, Прасковья Макаровна, была бездетной, к тому же горожанкой. Это обычная история голодных двадцатых годов. Многие тогда прибегали к помощи родственников, чтобы поднять ребятишек. В доме Прасковьи Макаровны Петр, собственно, и вырос.
Закончив школу, поехал за советский романтикой. Работал в шахте, на строительстве железной дороги. А потом — война. Организатор встречи Любовь Харитоновна Цыганова, яркая общественница, телевизионная журналистка, показала свой фильм о Петре Мартыненко. Съемки были сделаны, скорее всего, в 1995 году, перед полувековым юбилеем Победы. Фронтовик Мартыненко оказался тогда в поле внимания прессы, и сегодня есть возможность увидеть его живым.
Спокойно, без эмоций и даже как-то отстраненно рассказывает он о страшных боях на Курской дуге: «Мы через станцию Прохоровка в бой шли: большое красивое село, все в зелени, это ведь была середина июля. А после сражения там не осталось даже клочка травы, вся земля была разворочена снарядами».
В той мясорубке под Курском он впервые четко ощутил свое особое предназначение. Рвались снаряды, один за другим гибли товарищи, а лейтенант Мартыненко, как заговоренный: даже осколком не зацепило, хотя находился в самом пекле. В бою все суеверны: никто не посмеет обрадоваться. Но вдруг шальная мысль его обожгла: судьба хранит — наверное, что-то очень важное я должен сделать в этой жизни.
А потом судьба подала такой ясный знак своего заступничества, что и не хочешь, да поверишь. Об этом мне в том же девяносто пятом рассказывал сам Петр Васильевич.
Отправили его в штаб за картами. Решив сократить расстояние, пошел через поле. И вдруг налетели «мессеры». До леса далеко, и пришлось Петру «плясать» по полю, стараясь избежать, казалось, неминуемого. Наконец нашел воронку и залег. Теперь вроде и опасаться нечего: солдатская молва гласит, что дважды в одно место снаряд не попадает. Только перевел дух, как неведомая сила подхватила его и заставила перебежать в соседнюю воронку. А в следующий свой заход фриц устроил бомбу как раз в ту, которую Петр только что покинул.
Именно на войне он начал рисовать. В его офицерском планшете всегда лежали блокнот и карандаш. Молодой лейтенант с удовольствием рисовал однополчан, пейзажи уцелевшей местности. Его пристрастие заметил командир дивизии и определил Петра топографом.
Вместе с Мартыненко в 232-й Сумско-Киевской гвардейской, орденов Красного Знамени, Суворова и Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии служил земляк, а впоследствии известный сибирский журналист Евгений Головин. После войны он написал книгу «Боевые спутники мои», где есть и рассказ о том, как на фронте проявился талант Петра Васильевича. Лейтенант Мартыненко без страха выходил на рекогносцировку местности, продвигался далеко, хотя подстраховать его там было некому. Потом рисовал карты, а если позволяло время, даже делал макеты местности, по которой предстояло потом наступать.
Как его ценили в дивизии, демонстрирует такой случай. В 232-ю стрелковую перед важной общевойсковой операцией направили опытного топографа, да еще в звании майора. Но генерал-майор Иван Улитин запротестовал: «Есть у меня топограф и другого мне не надо». Так и уехал майор ни с чем.
Когда перешли границу, начинающему художнику открылась красота творений известных зодчих. Прага, Будапешт, Вена… Даже самому себе было страшно признаться, что в душе зашевелилось родственное чувство: я тоже буду созидать красоту.
После войны он устроился в строительную организацию СМП-108. Но уже не землекопом, как когда-то в юности, а художником-оформителем. Одновременно серьезно занялся самообразованием. Изучал живопись, графику, скульптуру. Завел дружбу с местными художниками. Причем дружбу не богемную, а деловую, помогающую в творчестве.
В пятидесятые годы это уже сложившийся мастер. И ему доверено выполнить лепные украшения на строящемся Доме культуры в Барабинске. С тех пор прошло пятьдесят с лишним лет, ДК железнодорожников не однажды ремонтировался, но лепнина Мартыненко цела и до сих пор на службе культуре. Следом был ДК имени Куйбышева — и тот же результат.
Жизнь его вполне можно было считать успешной, счастливой. Пришло уважение земляков, признание в творческой среде, он удачно женился, в семье росли две дочки. Но никогда Петр Васильевич не забывал войну, не пытался отгородиться от нее. Хотя как это должно быть больно — держать в памяти такую душевную рану, не давать ей зарасти!
Он страдал, но не отпускал от себя тяжелейших воспоминаний. Понимал: они ему нужны для выполнения того самого задания судьбы, ради которого она его уберегла в войну. Мартыненко задумал построить мемориал погибшим землякам. Переплавить боль и кровь войны в Память.
Работа заняла несколько лет. Это был чисто авторский проект. Участники юбилейных мероприятий не раз вспоминали слова Петра Васильевича: «Я ни у кого не слизал ни одного сюжета». На недавнем митинге, проведенном на мемориале, известный уральский журналист, уроженец Куйбышева, Евгений Кожевников рассказывал: «Мне за жизнь немало пришлось поездить и честно скажу: иметь такой мемориальный комплекс за честь посчитали бы многие города. Но имеет его только Куйбышев».
Мы привычно говорим, порой и без большого на то основания: «Он вложил душу в любимое дело». Например, просто о трудолюбивом человеке или хорошем хозяине. Тут же, на мемориале, душа автора практически осязаема. Она плачет обо всех, кто сложил голову, защищая свой дом и Отечество. Она умоляет помнить о героях и молиться за них.
Но еще это была и тяжелая работа мастерового. Каждая буква из почти пяти тысяч фамилий была согрета его руками. Мастерскую ему определили в подвале райисполкома. Солнечный свет туда не проникал, было жарко и сыро — при его-то здоровье! Но он гнал себя, боясь не успеть. И успел. В том виде, какой мы видим сейчас, мемориал появился в 1994 году. Потом еще год ушел на дополнение списка фамилий. Приходили родственники погибших, горевали, что по каким-то причинам не упомянуты их отец, муж или сын. Петр Васильевич даже эту работу не доверил никому, все сделал сам. А в 1997 году его не стало.
Помимо мемориала, он оставил городу прекрасную 28-метровую стелу «Слава советскому народу», памятники воинам на территориях городских заводов. Последней работой скульптора стал памятник жертвам политических репрессий.
Куйбышевский мэр Сергей Аверьяскин говорил о вкладе этого человека в историю города. Но, может быть, главное в его речи следующее:
— Поколение фронтовиков уходит, на смену ему приходят новые. Это жизнь. А наша обязанность — сохранить в памяти, в истории города духовный вклад, плоды их труда. В том числе творения незаурядного скульптора Петра Васильевича Мартыненко.
Три года назад город провел техническую реконструкцию мартыненковской стелы — подсветили всеми цветами радуги, и теперь она радует глаз и днем, и ночью. К 30 октября преобразится памятник жертвам политических репрессий. На будущий год в планах реконструкция мемориального комплекса: надо сменить систему освещения, обновить ограждение и зеленое убранство сквера.
На митинге в честь автора мемориала собралась в основном городская молодежь. Студенты, кадеты, молодые рабочие. Они стояли притихшие в окружении пилонов, на которых отлиты фамилии пяти тысяч героев. И, может быть, в этот момент им открылось, почему Мартыненко, этот уже больной старик, так безоглядно, «неэкономно» тратил последние годы жизни и последние крохи здоровья. Люди говорили: мог бы еще пожить, если бы берег себя. А он создавал Памятник.
День юбилея Петра Васильевича Мартыненко отчетливо ответил на вопрос, почему этот человек не выпал из жизни города и через тринадцать лет после своей смерти. Здесь ему не только отдают должное — здесь его любят. Люди вспоминали: за титаническую работу по созданию мемориала он не взял ни гроша. Занимался с мальчишками спортом, опекал молодых художников, помогал решать проблемы ветеранов войны. Он любил своих земляков — и получил их ответную любовь.
На торжества из Санкт-Петербурга приехали вдова скульптора Матрена Алексеевна и дочь Любовь Введенская. Любовь Петровна — музыкальный редактор на «Ленфильме», работала на таких известных картинах, как «Дикое поле» Михаила Калатозишвили, «Агитбригада «Бей врага!» Виталия Мельникова, «Одна война» Веры Глаголевой. Потом, в тихом личном разговоре, она поведала о том, что семья никогда не выносила на суд общественности. После войны Петр Васильевич выписал из деревни младшего брата и, по сути, стал ему отцом. Он всегда помогал матери, сестре, второму брату.
Наверное, только с таким сердцем можно начать и завершить святое дело.