Государство поможет, но человека обяжет исправиться.
Особенно хотелось бы сказать о создании системы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Эти приюты и социально-реабилитационные центры в полном смысле слова спасли целое поколение детей, родители которых не смогли обеспечить им заботу и нормальное развитие. Безнадзорность, к сожалению, по-прежнему достаточно распространенное явление, но ее постепенное сокращение так же, как сокращение преступности среди несовершеннолетних, результат работы специалистов центров помощи таким детям.
Принимаемые в экстренном порядке меры были во многом основаны на принципах советского «собеса». Они отличались директивным, универсальным и патерналистским характером, но достаточно успешно сработали в условиях слома социально-экономической формации.
Однако за прошедшие с того времени годы наш мир кардинально изменился; сегодня Россия — страна с рыночной экономикой; значительные массы населения адаптировались к ее требованиям. Категориальный, а не персональный принцип предоставления мер социальной поддержки перестал отвечать задачам обеспечения выживания и развития российских граждан.
Иждивенческий подход части населения к получению мер социальной помощи препятствует формированию установок на самостоятельность и социальную ответственность.
Сегодня в России существуют опасные «ножницы»: экономический рост и возобновляющийся после кризиса рост национального богатства происходят на фоне значительного социального расслоения, высокого уровня бедности и недостаточной социальной защищенности населения.
Для сохранения достигнутого уровня защищенности населения необходимо активное вовлечение самих жителей в решение социальных проблем, формирование современных институтов социума.
Хотя значительная часть населения по-прежнему нуждается в поддержке государства, до настоящего времени идут споры о том, как следует уходить от старой распределительной системы социальной помощи, какими путями побуждать людей самостоятельно инвестировать свой труд, средства, энергию и предприимчивость в социальную защищенность себя и своей семьи.
Государство объективно заинтересовано в снижении социальной нагрузки на бюджет, более рациональном использовании выделяемых средств. Население же в значительной массе полагает, что в условиях экономического кризиса государство должно увеличить состав и объем социальных гарантий, мер социальной защиты.
Рост социальных проблем, подобно паутине, оплетающей людей, независимо от их возраста, выдвигает перед социальными работниками ответственную задачу: помочь гражданам распутать эти узлы, помочь населению эффективно противостоять вызовам времени.
Сегодня среди проблем социальной сферы можно выделить следующие:
- использование ряда устаревших технологий (например, как 20 лет назад носили сумки, так и продолжаем их носить);
- высокозатратное и недостаточно эффективное обслуживание граждан в стационарных учреждениях, серьезно отстающих от европейских стандартов;
- недостаточно удовлетворительное качество социальных услуг;
- неполная доступность услуг (например, наличие очереди) и т.п.
В этих условиях мы должны хорошо себе представлять, что на данном этапе модернизации страны, общества, в котором социальные права и условия минимального социального комфорта пока еще недостаточно гарантированы, непросто спланировать и осуществить технологическую модернизацию, проведение которой может быть сопряжено с социальной напряженностью.
Таким образом, научно-техническая модернизация без социальной модернизации не сможет быть эффективной, а, наоборот, рискует, на наш взгляд, скомпрометировать саму модернизационную идею.
Для чего планируется и проводится модернизация? Для того чтобы человек, живущий в нашей стране, жил в комфортных социальных условиях, чувствовал себя достойной личностью, ощущал уважение государства и его институтов. То есть модернизация должна проводиться для блага человека, во имя его развития.
Итак, на каких основных направлениях модернизации хотелось бы сосредоточить ваше внимание?
Во-первых, предстоит серьезная работа по переводу всей системы на новые организационные формы (преобразование государственных учреждений в форму казенных организаций, бюджетных с дополнительными полномочиями, автономных (некоммерческих). Перевод учреждений системы социальной защиты на новые формы позволит внедрить платные социальные услуги, тем самым увеличит контингент получателей услуг, повысив их качество.
Должен быть расширен в целом спектр социальных услуг, в первую очередь информационных, консультационных, правовых, психологических, которых сегодня явно не хватает населению.
При этом уже сейчас следует прорабатывать вопросы, связанные со страхованием платных услуг в стационарных учреждениях.
Во-вторых, наша система одной из первых должна выполнить задачу, поставленную Правительством России: полностью перейти на электронный документооборот. Это позволит значительно сократить бюрократическую волокиту, отменить бесконечные походы за справками, стояние в очередях, то есть облегчит жизнь маломобильным группам населения.
В-третьих, постарение населения требует развития новых социальных услуг. Это касается и стационарных учреждений, и центров социального обслуживания. Необходима оптимизация сети социального обслуживания пожилых людей как в плане инфраструктуры, так и в плане оказываемых услуг. Переход от сметного финансирования к бюджетным ассигнованиям на основе государственного задания позволяет выявить ресурсы и перспективы для дальнейшего развития.
Сегодня еще есть учреждения социального обслуживания, работающие по старинке. В дневные часы центры социального обслуживания мало заполнены. Проводимые мероприятия разрознены и неэффективны.
В условиях модернизации крайне важно, чтобы каждое учреждение имело перспективную целевую программу на пять-десять лет вперед, в которой необходимо предусмотреть использование эффективных управленческих механизмов внутренней организации деятельности, а также взаимодействия с малым бизнесом, некоммерческими организациями.
Законы рыночного развития неизбежно приведут к сокращению государственного сектора в экономике социальной сферы. Формирование рынка социальных услуг повлечет за собой увеличение числа продуцентов услуг, конкуренцию производителей и в конечном счете расширение объема и повышение качества социального обслуживания.
В-четвертых, важно осуществлять переход от иждивенческо-потребительской системы социальной защиты населения к системе активного партнерства государства и гражданина в решении его социальных проблем и обеспечения его социального благополучия.
Сегодня актуальным инструментом адресной социальной помощи становится социальный контракт: государство берет на себя обязанность оказать обусловленную помощь малоимущему трудоспособному индивиду, семье, а индивид, со своей стороны, берет на себя обязательства привести свою жизнь в порядок, получить профессию, устроиться на работу или начать свой маленький бизнес. Таким образом, государственная социальная помощь будет нацелена не на то, чтобы консервировать иждивенчество, зависимость, безынициативность, а на то, чтобы помочь человеку преодолеть трудности и встать на собственные ноги.
В-пятых, в перспективе вместо предоставления гарантированных услуг в натуральной форме гражданам, в соответствии с их пожеланиями, может предоставляться прямая целевая выплата в виде социального сертификата, размер которой определяется стоимостью услуг (необходимостью количества и качества), положенных данному гражданину. Указанная прямая социальная выплата может быть перечислена на счет «социальной карты» и использована получателем в социальной службе любой организационной формы и формы собственности, но только на оплату социальных услуг.
Большую работу предстоит провести по обеспечению общественного и ведомственного контроля за деятельностью социальных служб, объемом и качеством оказываемых услуг, обеспечением прав и законных интересов обслуживаемых граждан. Параллельно нам следует принимать дополнительные меры по более активному развертыванию волонтерского движения, общественных инициатив в сфере содействия работе социальных учреждений и помощи лицам, в них находящимся.
В-шестых, особое место в процессе модернизации системы должно отводиться созданию доступной среды жизнедеятельности для лиц с ограничениями здоровья, пожилых людей, родителей с маленькими детьми и пр. Создание зон доступности, дальнейшее развитие системы ресурсных и информационных центров, консультативных и посреднических служб поможет людям с ограничениями жизнедеятельности и трудоспособности найти себе рабочее место, самостоятельный заработок.
Хочу отметить, что определенные успехи семейно-демографической политики в Новосибирской области не должны заслонять от нас тот факт, что по-прежнему жизнедеятельность многих взрослых далека от принципов ответственного родительства. И, соответственно, многие дети находятся в трудной или даже опасной социальной ситуации. К сожалению, наши учреждения делают пока значительно меньше чем следует.
Важно не ждать, пока комиссия по делам несовершеннолетних или опека, или еще кто-нибудь направит семью в наше учреждение или отделение, а самим выявлять проблемную, неблагополучную семью на раннем этапе, когда вмешательство может быть особенно эффективным. Пока новостные сводки говорят о том, что мы, наши социальные службы, опаздываем и не всегда успеваем помочь ребенку, бьем по хвостам, спохватываемся, когда родитель уже на скамье подсудимых. А очень важно как можно быстрее перейти от заявительного к выявительному принципу работы в каждом населенном пункте, каждому специалисту по социальной работе с семьей и детьми.
Следующий аспект: считаю, что в нашей сфере в ближайшее время должна быть создана не одна сотня рабочих мест, то есть целая сеть малых предприятий, сервисных фирм, оказывающих социально-бытовые, санитарно-гигиенические и другие виды услуг, не входящих в гарантированный перечень. Это к тому же позволит смягчить напряженность на рынке труда и перенацелить имеющиеся трудовые ресурсы в социальную сферу.
Особую роль вижу в модернизации системы социального управления. В частности, созданное министерство социального развития Новосибирской области — это не просто исполнительный орган государственной власти, я вижу министерство как стратегический мозговой центр, где специалисты занимаются разработкой стратегических направлений социальной политики, осуществляя при этом методологическую и методическую поддержку специалистов на местах, в районах области. Нам важно сейчас изменить и улучшить статус социального работника, сделать его активным проводником модернизации социальной сферы.