USD 108.0104 EUR 113.0947
 

«У Золотых ворот» — новосибирцы

Марина ИВЛЕВА.
Актриса Яна Балутина (Нина Заречная) в спектакле «Пять пудов любви».
Актриса Яна Балутина (Нина Заречная) в спектакле «Пять пудов любви».

Театральный фестиваль «У Золотых ворот» — крупнейшее мероприятие, направленное на формирование единого театрального пространства России. В его афишу включаются только работы, получившие призовые места на международных, межрегиональных, региональных, краевых и областных театральных фестивалях. Необычная интерпретация «Чайки» из Новосибирска покорила экспертов форума после победы в нескольких номинациях на фестивале «Золотой конек» в прошлом сезоне.

Во Владимире спектакль новосибирцев впервые был показан на большой сцене и не проиграл от этого. После спектакля состоялось обсуждение, в котором приняли участие известные театральные критики.

Приведем одно из них.

Ольга Сенаторова, генеральный директор творческо-координационного центра «Театр-информ», главный редактор газеты «Театральное дело» (Москва):

— После первого акта у меня был культурный шок, протест. Но дальше я начала задавать себе вопросы: мне было скучно? — нет; вылавливала ли я новые смыслы? — да; могу ли я всё разгадать с первого высказывания? — нет. Я пошла от названия — «Пять пудов любви» — ведь на чеховской подсказке построено все действие спектакля Зайкаускаса. Где же эти пуды? Практически в каждом персонаже можно найти любовь. Маша — любовь-боль. Я подчинилась температуре кипения этого образа. Что мы открываем в этой роли? Традиционно во втором акте зритель видит потухшую Машу, сомнамбулу, но в спектакле «Старого дома» Маша — бунтарка. Я благодарна Наталье Пивневой за такое решение роли.
Медведенко, которого исполнил Вадим Тихоненко, — это уже иное качество любви: самоотречение до уничижения. Актер не пропускает ничего. Он все время «распределен» в пространстве спектакля. У Треплева, в исполнении Сергея Басса, другие мотивации — более обостренные. Я впервые увидела Треплева-эгоиста. Чехов писал «Чайку» об искусстве. Спектакль Зайкаускаса — про разные характеры, чувства, их столкновения, о том, что они могут сделать с человеком.

Актрисе Вере Сергеевой, играющей Полину Андреевну, также в определенной степени удалось «содрать» стереотип со своего персонажа. Она — любовь на коленях, ползучее и трогательное существо одновременно. Тригорин Сергея Безродных — любовь-торнадо, заключенная в спокойные формы. Он представлен человеком ведомым, благодаря чему для меня он впервые открылся как мужчина. Аркадина в исполнении Эльвиры Главатских — любовь амбиций. В дуэте Аркадиной и Тригорина сильным партнером оказывается женщина.

В этом спектакле интеллектуальная сторона отходит на второй план. Пять пудов — это пять актов любви. Для каждого персонажа любовь сочинена, она здесь земная, хваткая, не возвышенная. Имеет режиссер на это право? Имеет! Все в это поверили. Это его мир, его взгляд. Спектакль получился без катарсиса, финал в прямом и переносном смысле закрыт. В нем даже чайку перекричали, уничтожили этот символ. Это удар по моим чувствам, но я была подчинена стихии спектакля. «Пять пудов любви» — живой театр в движении.