Здесь умеют крестьянствовать
И вот мы в хозяйстве. Крепкое рукопожатие директора «Березовского» Виктора Пасечко. Начальный объект, куда едем, — откормочная площадка на 200 голов крупного рогатого скота. Естественно, первый вопрос местному руководителю:
— Откуда все-таки средства берете, чтобы развивать производство?
Виктор Мефодьевич отвечает незатейливо:
— Пшеницы чуть продали. У нас в животноводстве прибыль совсем небольшая с молока — и почти вся уходит на зарплату, на приобретение запчастей. Коров поголовье уменьшили с 200 до 180, но продуктивность подняли.
Нет худа без добра. Удалось выбраковать старовозрастных коров — таких, которые давали молоко больше на бумаге, чем в действительности.
Будут ли восстанавливать березовцы прежнее поголовье?
— Деньги будут — будем наращивать дойное стадо. Мы надеемся, что фуражное зерно нынче удастся продать по 4400 рублей за тонну. Тогда появится какое-то уже подспорье для нас, — рассуждает Пасечко.
Юго-запад Купинского района — зона особо засушливая. В 2008 году коллектив, возглавляемый Виктором Мефодьевичем, получил небольшой урожай зерновых, но тем не менее собрался с силами — в 2009 году закупил необходимые материалы и построил откормочник на 200 голов крупного рогатого скота. Это довольно большое дощатое помещение и загоны. В одной части загона — бычки на откорме, в другой — 80 первотелок на подсосе — помесь герефордов и черно-пестрой породы.
На Березовской ферме соорудили и телятник, причем для содержания молодняка по современной технологии, используемой, в частности, Тулинским учебно-опытным хозяйством (Новосибирский район) агроуниверситета. Конструкция телятника в Березовке несложная. По внешнему виду это скорее теплица, но круглогодичного действия. Металлические стойки и дуги, деревянная обрешетка и поликарбонатное листовое покрытие, хорошо пропускающее дневной свет. Внутри помещения — небольшие клетки. Соломенная подстилка меняется всего лишь один раз в год. В таком помещении размещаются 50 телят в возрасте от одного дня после рождения и до трех месяцев.
— Очень хорошая штука. Нам бы еще один такой телятничек поставить, чтобы на всё нарождающееся поголовье хватало, — заявляет Виктор Пасечко.
— Поставите?
— Собираемся. Материалы уже заготовили. Может, нынешней осенью построим.
Как самостоятельная единица здешнее хозяйство появилось в 2005 году: тогда Метелевское сельхозпредприятие разделилось на два акционерных общества: «Метелево» и «Березовское». В первом хозяева сменились, а второе вот уже пять лет бессменно возглавляет Виктор Пасечко. По объемам производства сельхозпродукции «Березовское» скорее крестьянское (фермерское) хозяйство. Тут знают, где взять рубль и куда его положить, а точнее, направить.
Березовка — приграничье с Республикой Казахстан. Многие близлежащие к границе хозяйства вынуждены были распрощаться с табунками лошадей. Причина — исчезновение таких животных — экспроприация, если так можно сказать, за рубеж, а попросту хищение. В небольшой Березовке 80 лошадей.
Содержать лошадок сегодня непросто и намного дороже, чем было вчера. Раньше этих животных круглый год держали в поле — зимой кони копытами разгребали снег и добывали себе траву. Теперь же лошадей приходится держать в загоне и кормить зернофуражом, сеном, соломой.
— Граница (столбы, колючая проволока) — она вон у тех околков, — протягивает вперед руку директор. — Полтора километра отсюда. Уже в этом году с нашей конюшни пропали три рабочих лошади. Конюх отлучился с фермы, а неизвестные проследили и ранним утром увели троих животных. Следы — до границы, а дальше — каждый сам за себя отвечает…
Как бы ни было сложно и дорого, а «Березовское» выращивает и ежегодно продает 30 — 40 лошадей, цену за товар берет неплохую. Видимо, опять потому же: не перевелись гурманы на конину в округе!
Завели было в Березовке и свиноферму — десять свиноматок и молодняк. В первый же год сдали на мясокомбинат 90 свиней и продавали поросят населению. Однако под предлогом бродящего по континентам земного шара свиного гриппа и ненадлежащего санитарного обустройства свинарника «Россельхознадзор» добился ликвидации свиноводства в хозяйстве. Выплатив один штраф и убоявшись маячившего на горизонте более ощутимого финансового удара со стороны контролирующих органов, Виктор Пасечко распрощался с хрюшкобизнесом. Так что нет объекта — нет проблем для ветслужбы. Правда, возникают проблемы другие: на чем еще строить финансовое благополучие хозяйства и где населению брать поросят для подворий?
«Березовскому» пять лет. Интересно, какой из прошедших годов оказался самым сложным для самостоятельного хозяйствования?
— Казалось бы, первый, но это не так, — размышляет Виктор Мефодьевич. — Мы отделились в 2005 году, а в 2006-м взяли кредит в 5,5 миллиона рублей. Приобрели новый комбайн КЗС-7 («Полесье»), колесный трактор МТЗ-82 («Беларусь») с девятиметровой прицепной жаткой «Дрофа», гусеничный бульдозер ДТ-75. Кроме того, обзавелись кормоизмельчителем-смесителем КИС-8. Купили также 24-метровую пружинную борону для трактора Т-150. Три комбайна «Нива» списали, когда у нас появился КЗС-7. А три комбайна «Сибиряк» по-прежнему в строю. Им уже по тридцать лет. Самоходному кормоуборочному комбайну КСК-100 двадцать четыре года. В этом году им заготовлены корма на 480 гектарах, включая сенаж, кукурузу. А куда деваться? Ремонтируем технику — и она продолжает служить нам. Сена нынче заскирдовали в достатке, хорошего качества. Солому сталкиваем в кучи и вывозим на сеновал. В хозяйстве всё пригодится. В прошлом сезоне запасли 4000 центнеров соломы, три четверти этого количества пошли на корм скоту и на подстилку.
Так и хозяйствуют. Если и с размахом, то с чисто крестьянским — не более того. Сена задают животным вволю — девять-десять килограммов на каждую голову в сутки. Фуражного зерна хватает. Потратились на кормоизмельчитель- смеситель, но какую выгоду получили! Экономия кормов — едва ли не пятидесятипроцентная. Поедаемость измельченного и смешанного корма изумительная. Всё идет в дело — и сено, и солома, и сенаж, и силос.
Сейчас заканчивают ремонт помещения на двести коров. Оборудовали его автоматической привязью. Еще раньше тяжелую шиферную крышу заменили на металлическую — из профильных листов. Заодно и стропила обновили. Благо имеется в хозяйстве ленточная пилорама, приобретенная тоже на кредитные средства.
Погожими золотыми деньками отзвенело в Кулунде бабье лето. Местные хлеборобы времени даром не теряли. В этом мы убедились, побывав в гуще уборочной страды. На поле в 340 гектаров, что называется, выкладывались, обмолачивая пшеницу, относительно новый комбайн «Полесье» и три уже известных нам старичка «Сибиряка». Неподалеку маячил, шустро носясь по белёсой стерне, «Кировец» — сталкивал в кучи для погрузки солому. А дальше, на горизонте, медленно двигался еще один трактор-гигант — пахал зябь.
Что дальше? Руководитель хозяйства Виктор Пасечко явно не теряет оптимизма. Мол, к зиме и весне готовимся нормально: животные на улице не останутся, зябь постараемся заготовить всю, семена засыпали полностью — 450 тонн и уже первоначально подработали на очистительном комплексе ЗАВ-20. Беспокоит директора то, что молодежь пока неохотно идет в доярки да в трактористы. За три года, например, добавилось лишь трое молодых механизаторов.
О чем мечтает директор хозяйства?
— Нам бы еще взять один-два новых комбайна — и тогда мы три тысячи гектаров зерновых убирали бы свободно…
Приобретете, Виктор Мефодьевич. Обязательно приобретете! Кто хочет, тот добьется.