Три дня, что потрясли...
Это было «демократичное и площадное» выступление десяти стихотворцев из Новосибирска, Москвы, Кемерово, Екатеринбурга — одно из многочисленных мероприятий фестиваля «Поэмания» — в свою очередь одной из составляющих Фестиваля актуальной культуры, который проходил в рамках «Интерры-2010». А интересным оно было еще и оттого, что даже для тех, кто не присутствовал перед этим на сольных выступлениях хороших и разных поэтов, на их тусовках-турнирах и дискуссиях в клубе «Труба» и кафе «Бродячая собака», контекст становился очевидным — вот они какие есть, а также что сегодня тревожит души поэтов…
А тревожит поэтов засилье стандартов массовой культуры и гламура, саднит душу неоднозначность межнациональных сопряжений, возмущает ложь в отношениях людей и цинизм политиков, ну а волнует, конечно, любовь… Как эти люди позиционируют себя в мире и в литературе, что значит для них даже такое короткое выступление перед публикой и собратьями по перу (клавиатуре компьютера?!), стало вырисовываться чуть позже, в коротких интервью.
Двадцатилетний Анатолий Каплан из Новосибирска со своими друзьями Иваном Полторацким и Анатолием Квашиным буквально через день намерены запустить электронное издание «Трамвай» (tramline.ru), призванный стать фундаментом для литературного процесса нашего города. Цель — познакомить как можно большее число читателей с новосибирскими талантами и «разрушить московскую монополию на литературу». По словам Анатолия, сейчас кто-то публикует свои произведения в ЖЖ, есть один-два литературных портала, но нет должной концентрации, наполненности этих ресурсов. Кроме того, считает он, поэзии необходим идеологический вектор. Потому что когда пишут о своих внутренних страданиях — о, Боже, как мне плохо! — это неправильно. Существует контекст глобальных проблем, на фоне которых личные страдания — ничто. Еще, как выяснилось, Анатолий непримирим к постмодернизму — современное российское искусство должно идти своим путем…
На вопрос о значимости таких проектов, как «Поэмания», и чтении стихов перед публикой, в частности, Игорь Кузнецов из Кемерово ответил так:
— Любой, кто пишет, хочет быть услышанным. Я никогда не поверю, что кто-то изначально пишет в стол. В Кемерово с площадками, где можно читать стихи, вообще обнародовать свое творчество — проблема. Поэтому, несмотря на то, что я нередко, в общем, бываю в Новосибирске, и мы, пишущие, друг друга знаем, дружим — Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Томск, — даже эти несколько минут выступления перед слушателями для меня важны…
Москвич Дмитрий Кузьмин — фигура в российском культурном пространстве заметная (кроме прочего, лауреат премии Андрея Белого 2002 года за «Особые заслуги перед русской литературой») — вообще читал стихи не свои, а других поэтов из издаваемого им журнала «Воздух», объяснив это тем, что считает своей обязанностью «любить стихи чужие больше, чем свои».
И это только краткие цитаты: поэты были открыты общению и, по-моему, готовы прочесть небольшую лекцию хоть о постмодернизме, хоть о любых других тонкостях творчества. Дмитрий Кузьмин (опять оставив за скобками себя, нетипичного и успешного) посетовал на то, что в России поэты по-прежнему не у дел (и по-прежнему, случается, служат дворниками): не в состоянии зарабатывать на жизнь литературой, они не включены, как на Западе, в систему образования — «у нас не заключен пакт между инновационным искусством и высшей школой, а ведь среда бытования инновационного искусства — это именно университет».
…А потом, кто знал и кто успел, попали на встречу с Дмитрием Воденниковым в театральный клуб «Пуля», что в мирной — неинтерровской — жизни нереально. Поскольку этот московский журналист и литератор ну очень известен и даже носит титул Короля поэтов.
Так подробно я рассказала лишь об одной встрече буквально бурлящего в период «Интерры» культурными событиями Новосибирска, потому что именно широта выбора и «упущенные возможности» (ты не можешь увидеть все, что хотел бы посмотреть!) и сделали в эти три дня наш город настоящей культурной столицей. Как, безусловно, и то культурное наполнение, та существующая культурная база, что позволили десяткам этих ярких событий осуществиться. Показательным в этом отношении был завершавший первый день фестиваля концерт в театре оперы и балета — «Мировые хиты», где участвовали самые прославленные коллективы Новосибирска — от симфонического академического оркестра филармонии и ансамбля «Маркелловы голоса» до академического же Сибирского русского народного хора. Концерт-феерия, отмеченный подлинным вкусом, огромной выдумкой, истинно молодежным драйвом и почти зашкаливающей инновационностью в подаче мировых и национальных хитов! Но именно нюансами, когда накал достигает наибольшей силы, но не переступается грань, и характеризуется настоящее искусство.
...Без базы, наработанного годами культурного потенциала все было бы формально и по-картонному плоско. Потому что ехали и поэты, и участники фестивалей «Три вороны», «Живая вода», «Рассказчики», «АрхИнтерра», авторы проектов, что были показаны во вновь открывшемся Центре современного искусства, и так далее, и так далее, не на пустое место, а в точки творческого притяжения, где их ждали друзья и единомышленники, в среду, «где тебя понимают», где публика много чего видела и слышала, а значит, открыта новому. И, хочется надеяться, что это свойство будет нам, новосибирцам, присуще всегда.