Машина — объезжай, а самолёт не пролетай
«Посадку разрешаю»
Из-за плотного утреннего тумана Игорь Левитин, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский, губернатор Новосибирской области Василий Юрченко, организаторы и журналисты так и не увидели, как на вторую взлётно-посадочную полосу в Толмачёво приземлился первый самолёт. Постепенно, как в фильме ужасов, в белой пелене проявились очертания «чудовища». Пассажиры рейса Москва — Новосибирск компании «Аэрофлот» за пять минут до посадки узнали, что стали участниками церемонии открытия. По случаю им преподнесли небольшие сувениры — кружки, значки, магниты с надписью «Первым пассажирам второй взлётно-посадочной полосы 2010».
— Здесь работали строители, подрядчики, владеющие самыми современными технологиями, — сказал в день открытия Василий Юрченко. — За Уралом полосы с такими техническими характеристиками нет. Вторая взлетно-посадочная полоса даст новый, мощный импульс развитию не только новосибирского аэропорта, но и всего региона. Ее ввод укрепит позиции Новосибирска как важнейшего транспортного узла. После введения в эксплуатацию вопрос создания транспортного хаба как по грузовым, так и по пассажирским перевозкам перешел в совершенно другое русло.
— Мы планируем, что Новосибирск станет крупнейшим транспортным узлом, и тогда самолеты на пути из Дальнего Востока в Европу будут делать промежуточную остановку не только в московских аэропортах, но и в Толмачево, — прокомментировал Игорь Левитин. — Её можно сравнить с взлётно-посадочными полосами Пулково и Шереметьево. Если пассажирооборот в Новосибирске вырастет на 10 — 15 процентов в год, необходимо зарезервировать землю под третью полосу, запретить строительство жилья в шумовой зоне. При этом первую взлётно-посадочную полосу сделать рулежной дорожкой.
Сам проект утвердили ещё в 1985 году в рамках космической программы «Буран», а строительство начали в 1987 году, однако затем свернули. Работы возобновили в 2000 году. Стоимость полосы с цементобетонным покрытием длиной 3,6 тысячи метров — более четырёх миллиардов рублей, в том числе более трёх миллиардов рублей выделили из федерального бюджета. Один погонный метр обошёлся строителям более чем в 800 тысяч рублей. Категория ИКАО-2, к которой относится вторая взлётно-посадочная полоса, позволит принимать решения о посадке «практически вслепую», на высоте 30 метров над землей и при видимости в 300 метров. По словам генерального директора новосибирского аэропорта Александра Бородина, новшество обеспечит 37 — 38 взлетов и посадок в час, притом, что сейчас в сибирской столице осуществляется около 40 рейсов в сутки.
Раньше от Москвы до Хабаровска нельзя было обеспечить транзитные полёты больших самолетов типа «Боинг-787» и А-350. Ввод второй полосы даёт возможность воздушным судам из Европы и США делать при необходимости вынужденную посадку.
— Открытие позволит развивать отдаленные регионы Сибири, в частности Красноярск и Бурятию, — заявил Виктор Толоконский. — Новосибирск станет своеобразным мостом, соединяющим Европу и Азию. Мы сейчас работаем над тем, чтобы Толмачево превратилось в базовый аэропорт для всего региона.
После открытия рейса Новосибирск — Томск — Омск планируют организовать рейсы в Сургут и Нижневартовск, а в дальнейшем — во все областные центры. В 2011 году прогнозируется открытие в Толмачево двадцати новых маршрутов.
Дорога новой жизни
Открыв новую страницу в истории воздушных ворот Новосибирска, министр Левитин решил не отказывать себе в удовольствии совершить небольшое воздушное путешествие на вертолёте. Это была возможность не только быстро добраться на противоположный конец города, на десятый пусковой участок Северного обхода, но и взглянуть на эту важнейшую дорогу целиком, в динамике её использования, в режиме реального времени. А когда тяжелый вертолет с пассажирами стал приземляться прямо на дорожное полотно, некоторые испуганно зашептались — выдержит ли? И лишь специалисты довольно улыбались в существующие или воображаемые усы.
Они-то наверняка знали, что покрытие выдержит не то что вертолёт, а хоть космический корабль, вздумай ему приземлиться именно здесь. По своим прочностным характеристикам если и уступает второй «взлётке» Толмачёво, то точно не на порядок. Основание дороги представляет собой слоеный пирог высотой 180 сантиметров, состоящий из песка, щебня, черной земли и пескоцемента. И на всё это «великолепие» сверху кладутся цементобетонные плиты толщиной 28 сантиметров. Да, это дороже: участок протяженностью 11,3 километра обошёлся бюджету в 2,3 миллиарда рублей, но за счет значительного увеличения срока эксплуатации — первый серьёзный ремонт можно делать только через 30 лет — эти затраты окупятся с лихвой.
Открывая торжественный митинг, Игорь Левитин сказал, что он только что прилетел из Хабаровска, где был на открытии дороги «Амур», ставшей почти легендарной после автопутешествия по ней Владимира Путина. Министр транспорта отметил, что и Северный обход станет важной составляющей главной транспортной артерии страны Москва — Хабаровск.
— Не секрет, — отметил Левитин, — что во время кризиса финансирование шло с большими задержками и сроки окончательной сдачи Северного обхода Новосибирска сдвигались. Но, посмотрев сегодня, какой объем работ проделали дорожники, каково качество этой трассы, я почти убежден, что мы изыщем в бюджете средства на будущий год для «последнего броска» — завершающие 15 километров Северного обхода.
Стоит ли говорить, с каким воодушевлением встретили эти слова дорожники. Ведь, как отметил генеральный директор ОАО «Сибмост» Альберт Кошкин, именно федеральный подряд на строительство обхода помог выжить в трудные времена многим дорожно-строительным организациям области.
А жизнь порождает новую жизнь — таков закон. И значение Северного обхода не только в разгрузке города от транзитного транспорта, но и развитии прилегающих к дороге территорий. Неподалеку от места торжественного митинга виден почти достроенный комплекс по обеспечению дорожных строителей и водителей-дальнобойщиков. Вскоре же, по словам губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, рядом с трассой начнется строительство коттеджного поселка с собственной инфраструктурой на 25 тысяч жителей. Так что Северный обход — это не только первоклассная дорога, но и новая экономика, новый уровень жизни для сельских районов, по которым проходит трасса.