Всё зависит от хозяина
— Мы потихонечку развивались, приобретали технику и авторитет. А когда того и другого стало более или менее достаточно, создали дорожный сервис. Только случилось это не так скоро.
Уточним: в ноябре прошлого года. Пять лет шло накопление, собирание материальных сил. Сейчас у Чирикова в его двух организациях 22 основных работника. А в летний сезон дорожного строительства и других работ их число значительно возрастает. Для малого райцентра это не так уж плохо.
Но сразу возникает вопрос: в Усть-Тарке уже есть дорожная организация — дорожно-строительный участок, хотя раньше это было дорожно-ремонтное строительное управление. Дорожно-ремонтный строительный участок занимается дорогами межрайонными, территориальными.
— А у нас задачи поскромнее, — считает Олег Николаевич. — Берем на себя внутрихозяйственные дороги, обслуживаем муниципальные образования, которые обязаны следить за подъездными путями, дорогами внутри сел и деревень, а также между ними. Деньги на это у них имеются. Обычно тридцать процентов стоимости работ они покрывают сами, из своего бюджета, а остальные семьдесят процентов идут через структуру агропромышленного комплекса.
Приводит несколько примеров. Крупный объем работ произведен в Еланском муниципальном образовании, защебенено полтора километра дорожного полотна. Отремонтирована дорога от Новоалександровки до Камышево. Другими словами, почти 80 процентов объема работ муниципальных образований взвалил на свои плечи «Сибавтодорсервис».
— На асфальтирование пока не замахиваемся, — скромно замечает мой собеседник. — Наши асфальтобетонные заводы демонтированы, а чтобы купить новые, нужны очень большие деньги.
В самом деле в Усть-Тарке совсем недавно было два завода, принадлежавшие москвичам, которые их просто-напросто уничтожили, сдав железо на металлолом. На базе одного из бывших таких предприятий и базируется общество с ограниченной ответственностью Олега Чирикова. Заново ведется строительство. Начали с теплого гаража. Накопление сил продолжается для нового рывка, о котором, между прочим, мечтает «эффективный собственник». Олег Николаевич особенно гордится тем, что из кризиса его детище вышло с большим плюсом. Это потому, что в трудное время занимались самыми разными делами помимо дорог : везли с железнодорожной горки города Татарска уголь для населения и предприятий, а также щебень, песок, отсев, выполняли сварочные работы и даже занимались лесозаготовками. Об этом Чириков вспоминает с легкой улыбкой. И... покупали технику, все больше дорожную. Приобрели многопрофильный агрегат «Амкодер» за 2,3 миллиона рублей, трактор ДТ-75, МТЗ-80, автогрейдер и многое другое. Но планы и мечты директора идут еще дальше:
— Если мы выиграем конкурс на содержание территориальных дорог, сразу купим техники на семь-восемь миллионов рублей. А мы постараемся это сделать и, составляя смету, будем экономить каждую копеечку.
А как же тогда местная строительная организация, тот самый дорожно-ремонтный строительный участок? Конкурентная борьба не знает пощады и выигрывает тот, кто называет меньшую цену работ, в том числе и по территориальным дорогам.
Мой спутник, начальник управления сельского хозяйства района Анатолий Мухометинов — горячий сторонник конкуренции. Прежде чем ехать к Чирикову, мы побывали с ним в обществе с ограниченной ответственностью «Газснаб», которое создано молодыми ребятами вместе с директором Дмитрием Предвечным, тоже молодым человеком.
— У вас же есть райгаз? — интересуюсь у Дмитрия. — И занимаетесь вы, видимо, одним и тем же.
— В основном да. Но надо делиться, — отвечает Дмитрий. — Заправляем автомобили сжиженным газом, баллоны, которые возим в Омск. Цены-то упали. А это благо для людей.
А что происходит у дорожников? Рабочие дорожного участка стали переходить к Чирикову. Год назад уволилась начальник участка Нина Лапова. За ней последовал дорожный мастер Игорь Горохов, который попросился к Чирикову. Сейчас работает у него мастером. Ушел машинист автогрейдера с большим опытом работы Александр Вейс.
— Скажите, в чем тут дело? — обращаюсь к Чирикову.
— Вопрос не ко мне, — ответил он, как отрезал. — Спрашивайте у людей. Они лучше знают.
— Стал разваливаться наш участок, — говорит Александр Вейс. — Я простой рабочий, многого не знаю, но думаю, что все зависит от хозяина.
Люди почувствовали, кто стал в дорожном строительстве настоящим хозяином и потянулись к нему. Что же здесь плохого?