USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Сергей ШВЕЦ: Ревностно храним зелёное наследство

Сергей Михайлович Швец
Сергей Михайлович Швец

— Сергей Михайлович, рискну предположить, что среда и четверг, 8 и 9 сентября 2010 года, надолго останутся в памяти не только сотрудников Главного управления МЧС, но и всех работников лесного хозяйства Новосибирской области...

— Действительно, 8 сентября на территорию соседнего с нами Алтайского края из Казахстана зашел большой верховой пожар. Долгое время сохранялась угроза, что огонь может перекинуться из Казахстана и на юго-западные приграничные районы Новосибирской области. Был сильный ветер, до 25 метров в секунду. МЧС объявило штормовое предупреждение. В три часа ночи мы начали оповещать все районы Новосибирской области. Обязали немедленно организовать круглосуточное патрулирование, максимально задействовать автотранспорт. В Колыванском, Ордынском районах было зафиксировано четыре очага пожаров. Мы подняли людей, направили дополнительную технику. Такая оперативность позволила ликвидировать возгорания еще на малых площадях. Особенно сложная ситуация была в Ордынском районе. Шквалистый ветер создавал угрозу перехода этого лесного пожара в верховой. Тогда бы он стал практически неуправляемым. Но в течение трех часов этот очаг локализовали.

— Что позволило удержать ситуацию под контролем?

— Еще в январе-марте 2010 года департаментом лесного хозяйства Новосибирской области была проведена ревизия во всех муниципальных образованиях. Проверили, что мы имеем в наличии и работоспособном состоянии для предотвращения лесных пожаров, какова укомплектованность техникой, мобильной связью, инвентарем. При обнаружении недостатков выдавали предписания, контролировали их выполнение. И к 25 апреля — началу пожароопасного периода — мы полностью укомплектовали районы всем необходимым.

— И это дало результат?

— Мы не допустили ни одного крупного лесного пожара. И тем более — распространения огня в населенные пункты.

— Лучше или хуже, чем было в прошлом году?

— По сравнению с 2009 годом в Новосибирской области в 1,8 раза уменьшилось количество лесных пожаров. А по их площади снижение еще больше — в 3,8 раза. Если средняя площадь одного пожара в 2009 году была 13,3 га, то в 2010 нам удалось ее снизить до 6,4 га. Эти цифры говорят сами за себя. Специалисты знают, что тушение пожара зависит от своевременности выезда к его очагу и от площади, охваченной огнем. Понятно, что с ее увеличением в разы возрастают затраты на устранение последствий. Повышается и опасность по переходу огня в населенный пункт. Этим летом в европейской части России из-за лесных пожаров, которые не удалось вовремя локализовать, тысячи людей остались без жилья.

— Как это предотвратить?

— Очень важно, чтобы пожар был обнаружен на малых площадях. Обнаружен и ликвидирован. Для этого мы создаем минерализованные полосы в лесах, постоянно ведем информационную работу с населением, патрулируем пожароопасные районы.

— В том числе авиацией?

— Летчики-наблюдатели новосибирской авиабазы ведут постоянный мониторинг обстановки. В наиболее опасные периоды одновременно 2 — 3 борта находятся в воздухе. Это позволяет оперативно обнаруживать возгорания. В штате авиабазы 22 высококвалифицированных пожарных, которые могут десантироваться для тушения выявленных очагов в труднодоступных местах. Мы всегда работаем в тесном контакте с Главным управлением МЧС по Новосибирской области, в круглосуточном режиме обмениваемся информацией.

— 8 сентября, как вы знаете, было знаменательно еще и тем, что Президент РФ Дмитрий Медведев проводил совещание по проблемам развития лесного хозяйства. Одна из тем, которые там обсуждались, — модель размещения государственного заказа на тушение лесных пожаров…

— Финансирование из бюджета поступает, деньги есть. Но по Федеральному закону №94 мы обязаны проводить конкурс. По его итогам с победителем заключается госконтракт. И только тогда мы можем оплачивать тушение пожара. Проблема в том, что ФЗ-94 устанавливает условия, по которым конкурс могут выиграть те, кто просто установил более низкую цену. Но эта организация, которая таким образом победит в конкурсе, но со штатом, может быть, 50 полупрофессиональных спасателей на всю область — она не способна тушить пожары. И делать это просто будет некому.

— На совещании у президента отмечалось, что после принятия нового Лесного кодекса леса России остались практически без охраны, законодательство далеко от совершенства...

— Лесной кодекс — это документ, который регулирует всю работу лесного хозяйства. Проблем действительно много. Возьмем лесоустройство. Здесь нет ничего второстепенного. Но нигде не прописано, за чей счет оно должно проводиться. Вот конкретный пример. Мы все знаем: кто платит, тот и заказывает музыку. Предположим, арендатор будет заниматься лесоустройством и сам все оплачивать. Тогда он на совершенно законном основании сможет прописать все условия лесопользования. Заказав и оплатив, он получит право запланировать рубок столько, сколько ему надо для получения максимально возможной прибыли. Что останется будущим поколениям от арендуемого леса, его волновать уже не будет. Поэтому так нельзя поступать. Лесоустройство должно финансироваться государством. И делаться на основе госзаказа. И арендаторы должны четко представлять, какие у них права и обязанности.

— Что еще не прописано в Лесном кодексе?

— Ни в Кодексе, ни в подзаконных актах пока не установлено, как можно производить санитарную вырубку. Вот простой пример: на дачном участке в садоводческом обществе надо убрать пять гнилых деревьев. Раньше хозяин участка просто приходил в лесхоз и ему выписывали для этого лесорубочный билет. Сегодня, чтобы убрать пять сгнивших берез, целая проблема возникает — как это сделать? Но Лесной кодекс тем не менее есть, мы по нему работаем. Это закон, мы его обязаны выполнять. Где-то может быть домысливаем, что-то по своему пониманию доделываем, но работаем.

— Департамент лесного хозяйства Новосибирской области был образован в январе 2010 года. Что удалось сделать?

— Как было определено в постановлении губернатора, одна из главных задач департамента — создать систему работы отрасли по рациональному использованию лесных ресурсов. В Новосибирской области на долю лесного хозяйства приходится почти 6,5 млн га, из которых 4,5 млн га — непосредственно леса. Все это необходимо более рационально использовать.

Были созданы новая структура, новые управления и отделы. В каждом районе определили предприятие, которое занимается лесным хозяйством — его охраной и воспроизводством.

В 2010 году мы срубили древесины на 30 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Возросла цена на круглый лес, хотя кризис полностью не прошел. Мы наладили во всех районах области очень жесткий контроль за движением леса. Подписываем договоры на продажу леса только в тех объемах, которые наши предприятия могут переработать и продать сами эту продукцию по рыночным ценам. Провели анализ экономической эффективности заготовленного куба. По всем районам области. Если кубометр круглого леса давал 470 — 500 рублей, то тот же кубометр, переработанный в продукцию, дает 2700 рублей. Вот показатель эффективности.

— Насколько рентабельны лесхозы?

— Мы вошли в 2010 год с 14-ю убыточными предприятиями из 30. Сегодня убыточных нет ни одного. Исключение — два лесхоза, в Каргатском и Татарском районах, которые находятся в процедуре банкротства. Все остальные работают рентабельно.

— За счет чего такой стремительный взлет?

— Много факторов. Стали заниматься экономикой, очень жестко спрашивать с подведомственных предприятий. Постоянно ведем экономический анализ — с главными бухгалтерами, главными экономистами.

Лесхозы, работая по договорам аренды, лишились покрытия затрат на лесохозяйственные мероприятия. Согласно Лесному кодексу все лесохозяйственные работы проводятся за счет арендатора. И в то же время они платят арендную плату в федеральный бюджет. Поэтому 2010 год будет очень тяжелым. Надо нам учиться в новых экономических условиях обращать особое внимание на рентабельность выпускаемой продукции, уменьшение затрат в производственной деятельности.

— Лет 20 назад появился такой термин — «черные лесорубы». В Новосибирской области есть такие?

— Такого понятия, как «черные лесорубы», у нас нет и никогда не было. Это пришло с Дальнего Востока, с Забайкалья. Там, еще в лихие 90-е годы были созданы бригады, которые ночами рубят лес, ночами его вывозят, возможно, контрабандой через границу. Кто-то их там прикрывает, крышует, сопровождает… Да, в некоторых районах области есть отдельные нарушения. Но это не организованные бригады, не организованный бизнес. Так по мелочи. Такие нарушения есть везде, к примеру, как браконьеры на реках. «Черных лесорубов» у нас не было и нет.

— Скажите, на ваш взгляд, какие главные изменения отмечены в трудовых коллективах лесного хозяйства Новосибирской области за последние годы?

— Произошло переосмысление задач, и отношение людей к делу стало гораздо ответственнее. Это самое главное, чего мы добились. Когда есть с кем работать, когда люди хотят работать — все можно решить!

Нас радует внимательное отношение руководства области. Первый заместитель, а сегодня и.о. губернатора Новосибирской области Василий Алексеевич Юрченко много уделял и уделяет внимания лесному хозяйству. Он в курсе всего, что у нас происходит. Постоянно держит это на контроле, помогает решать проблемы. Само отношение к лесу у руководства правительства области очень ревностное. Есть стремление ситуацию улучшить, чтобы она была предсказуема и благоприятна.

Временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Василий Юрченко:
— В последнее время мы наводим порядок в лесной отрасли. И результаты уже ощутимы. Есть русская пословица: лес боится не топора, а дурака. Если не будет необходимого ухода за лесом, то каким бы он ни был реликтовым, он погибнет. Необходимы правильный уход и точные рассчитанные рубки ухода. Задача органов исполнительной власти — сохранить лесное богатство региона.

(Из ответов на вопросы онлайн-конференции 16 сентября с.г. на сайте Тайга.инфо.)


— В минувший четверг Правительство России дополни- тельно выделило для Рослесхоза пять миллиардов рублей на приобретение противопожарной техники и 2, 7 млрд рублей на восстановление лесов в пострадавших от пожаров регионах страны. А как финансируется лесная отрасль в Новосибирской области?

— В 2009 году в бюджете Новосибирской области на ведение лесного хозяйства было выделено 2,7 млн рублей. Первоначально на 2010 год было тоже запланировано 2,7 миллиона рублей. В марте были приняты поправки к областному бюджету — дополнительно было выделено пять миллионов рублей. А в проекте бюджета на 2011 год заложено уже 65 миллионов рублей. И это вовсе не потому, что произошли пожары в европейской части России и Алтайском крае. Проект бюджета начал формироваться еще в апреле. Никаких пожаров еще не было, а эти цифры уже были запланированы. Согласитесь, такой рост ассигнований на лесное хозяйство, почти в 20 раз, говорит об отношении к лесу руководства Правительства Новосибирской области.

Если бюджет утвердят, из этой суммы 24 миллиона рублей пойдут на обновление парка подведомственных предприятий, 24 миллиона — на лесовосстановление — создание питомников, посев посадочного материала хвойных пород и обновление лесокультурной техники. И оставшиеся 17 миллионов предполагается потратить на инвентаризацию лесов Новосибирской области.

— 15 сентября 2010 года в «Российской газете» опубликован Указ Президента РФ о новом почетном звании «Заслуженный лесовод Российской Федерации». Возможно, уже в ближайшее время самые достойные работники лесной отрасли Новосибирской области будут представлены к этой высокой награде. Накануне праздника, что бы вы пожелали всем своим коллегам?

— В лесном хозяйстве Новосибирской области сегодня трудится более двух тысяч человек. Это и арендаторы, и работники наших лесхозов, много ветеранов. Всем ветеранам отрасли мы направили поздравительные открытки, 16 сентября, накануне праздника, провели торжественное собрание, поздравили всех, подвели итоги работы, наградили лучших.

Работники леса Новосибирской области свой профессиональный праздник всегда отмечают торжественно. Нам стыдиться нечего. Мы честно выполняем поставленные задачи, с каждым годом улучшая экономические и производственные показатели.

Поздравляю через газету «Советская Сибирь» всех наших сотрудников, ветеранов с нашим профессиональным праздником. Желаю крепкого здоровья, благополучия, успехов и всяческих благ!

НАША СПРАВКА:
Сергей Швец родился в 1955 году, 1973 — 1976 годы служил на Северном флоте. С 1976 года работал в Дубровинском лесхозе — мастером леса, инженером охраны леса, главным инженером, генеральным директором. С января 2010 года — начальник департамента лесного хозяйства Новосибирской области.

Закончил Тогучинский лесной техникум, Новосибирскую геодезическую академию. Проходил стажировку в Швеции, Финляндии, Германии. Награжден знаком «За сбережение и приумножение лесных богатств Российской Федерации», знаками за 10 и 20 лет работы в государственной лесной охране России.