До «Пахиты» и после…
Началу настоящих и будущих — не менее масштабных — событий предшествовало, без преувеличения, бурное гастрольное лето, которое ну никак нельзя назвать межсезоньем. Так считают директор Новосибирского театра оперы и балета Руслан Ефремов и художественный руководитель балета, народный артист России Игорь Зеленский. На пресс-конференцию они пришли с толстенной книгой, в которой собраны рецензии французской прессы на спектакли новосибирцев в рамках фестиваля «Танцевальное лето в Париже». Обещали, что обязательно позже познакомят земляков с этими текстами, а потом директор театра просто перечислил гастрольные маршруты сибиряков — и это было впечатляюще.
Конец мая — участие камерного оркестра и камерного хора нашего театра в одном из знаменитых музыкальных фестивалей — Фестивале Троицы, проходившем в Баден-Бадене (Германия). Там они под управлением Теодора Курентзиса исполнили оперу Пёрселла «Дидона и Эней» и псалом Генделя «Dixit Dominus». Солировали хорошо знакомые новосибирцам звезды барочной оперы: Симона Кермес, Дебора Йорк и Димитрис Тилякос. Накануне на этом же фестиваля маэстро Курентзис в качестве дирижера-постановщика представил вниманию публики оперу Бизе «Кармен» в постановке французского режиссера Филиппа Арло. В августе новосибирский оркестр MusicAeterna под руководством главного дирижера Новосибирской оперы на фестивале, посвященном творчеству Мечислава Вайнберга, в Брегенце (Австрия) был назван «Музыкальным сокровищем Сибири» и с большим успехом у публики и критиков исполнил камерные произведения Вайнберга, а также Сороковую симфонию Моцарта, Первую — Прокофьева и Пятую Бетховена.
Большие гастроли новосибирского балета во Франции Руслан Ефремов назвал «марафоном спектаклей», которые начались 3 июля «Вечером Баланчина» в городе Ниме, а затем в течение полумесяца продолжались в столичном театре Шатле. На вопрос, как новосибирцы, привычные к своей огромной сцене, адаптировались на более компактной Шатле, Игорь Зеленский ответил:
— Я сам меняю формат всю жизнь... Сцены бывают разные — большие и маленькие, но на то мы и профессионалы: можем работать на любой. Пришлось пойти, конечно, на какие-то компромиссы с декорациями. Например, в «Баядерке» финал, он у нас большой, тоже, к сожалению, пришлось в каких-то моментах ужать... Справились.
— Мы показали себя максимально, — говорит он. — Но последний спектакль был особенным: занавес поднимали 18 раз, и госпожа Вишнева, которая со мной танцевала, сказала: «Слушай, Анатольевич, я сегодня себя чувствую Майей Михайловной!»
Французская публика, поделился своими наблюдениями директор, выражает свое отношение — нравится-не нравится — предельно открыто. На гастролях новосибирского балета занавес после спектаклей поднимали неоднократно. А последняя «Баядерка» (с Зеленским-Солором и Вишневой-Никией) была по-настоящему яркой точкой, завершавшей эти встречи.
— Последний спектакль не просто был хорошим, — заметил Игорь Зеленский, — ощущалось, народ прощается с нами. Были и прямые вопросы: «А когда мы увидим вас еще раз?»
Париж — балетный город, и заслужить его признание непросто. Тем приятнее были такие моменты, когда после гала-концерта, то есть — первого же выступления на сцене Шатле, проблема с продажей билетов исчезла вообще и худрук новосибирского балета, если он не участвовал в спектакле, приходя после третьего звонка в зрительный зал, находил свое и остальные места, как, впрочем, и все приставные стулья, занятыми. Кроме весьма одобрительных отзывов об искусстве сибиряков в ведущих парижских изданиях, по словам Игоря Зеленского, ему очень дороги были и устные оценки знатоков:
— Эти господа-критики с бабочками ходят на балет чуть ли не с 1920 года, они все знают, все видели, именно их профессиональные замечания были мне чрезвычайно интересны. Потому что я очень требователен к себе как артисту и, естественно, вижу в первую очередь недостатки и могу не замечать явных достоинств. Я сделал новый шаг и, принимая его как данность, занимаюсь уже другим, следующим. А они разбирали и отмечали нюансы очень профессионально, говорили много добрых слов…
В общем, новосибирскую балетную труппу в Париже заметили, признали и запомнили не из-за масштабной рекламы «Новосибирский балет» на автобусах и в метро, а благодаря тем усилиям, которые наши земляки в эти гастроли вложили: сложные генеральные репетиции, 18 показов без выходных (а это четыре вечера балетов Баланчина, семь спектаклей «Лебединое озеро», шесть спектаклей «Баядерка») и 10 открытых уроков классического танца со зрителем на сцене Шатле. (Причем везти собственные постановки Баланчина в город, где знаменитый хореограф ставил балеты сам, — неслыханная смелость для «провинциалов»!)
По мнению Игоря Зеленского, успешное осуществление этого проекта стало для сибиряков окном в Европу:
— Мне не хотелось бы забегать вперед, но у нас с директором реально вырисовываются большие планы. Потому что в Париже мы вели переговоры, встречались с импресарио и у нас есть договоренности о гастролях с такими городами, как Лондон, Мадрид, Турин. Например, с интендантом Королевской оперы в Мадриде Жераром Мортье разговор идет не о нескольких балетных спектаклях, а о двухнедельной программе, о настоящем новосибирском сезоне в репертуаре театра 2012 года.
* * *
Сейчас, во второй декаде сентября, Новосибирский театр оперы и балета вновь на гастролях. Наши артисты не впервые участвуют в очень престижном XII Международном фестивале музыки и танца в Бангкоке. Показательно, что открылся фестиваль оперным спектаклем новосибирцев «Князь Игорь». И далее ими будет представлена обширная программа: концерт, где прозвучат Первая симфония Прокофьева и Девятая — Бетховена в исполнении симфонического оркестра театра под управлением Теодора Курентзиса, а также опера «Богема» Пуччини, балетные спектакли «Золушка» Прокофьева, «Баядерка» Минкуса и «Вечер одноактных балетов». Причем в ходе фестиваля новосибирский оркестр (дирижер Евгений Волынский) будет аккомпанировать балетному театру Цюриха и балету Северного королевства из Англии. Следующий гастрольный тур новосибирцев — в Корею, где на главной сцене в Арт-центре Сеула с 7 по 10 октября они покажут четыре представления оперы «Князь Игорь».
Что касается планов на новый сезон, то о них Руслан Ефремов и Игорь Зеленский рассказали пока лишь в общих чертах. Это осенняя премьера в практически новой редакции оперы Чайковского «Иоланта», во второй половине сезона — оперы «Паяцы» Леонкавалло. В балете возобновится работа над «Спартаком» Хачатуряна, а также «продолжится линия по постановке балетов Баланчина». Ближайшие события, безусловно, волнующие для любителей балета: 3 октября — вечер звезд Мариинского балета и 6 октября — бенефис Игоря Зеленского, в программу которого должна войти новая работа известного американского хореографа Твайлы Тарп на музыку Фрэнка Синатры «Sinatra Suit».
* * *
О балетном спектакле «Пахита» Парижской оперы, которую новосибирским зрителям предстоит увидеть уже завтра, директор Новосибирского театра оперы и балета сказал:
— Вряд ли в ближайшем будущем возможно повторение такого проекта: 120 человек, 6000 километров между городами — все очень сложно, хотя и Министерство культуры Российской Федерации, и «Газпромбанк» помогли в его осуществлении. Но, чтобы статус Новосибирска — культурной столицы — поддерживать и развивать на деле, необходимо чтобы такие проекты вошли в систему. Этот город подобных проектов достоин.