У «Егорыча» дешевле
Особенность «Егорыча» в первую очередь в том, что здесь наряду с привычными продовольственными товарами, такими как колбаса, консервы, сахар, конфеты, немало товаров чисто сельского происхождения: мука, отруби, зерноотходы, жмых. Правда, про жмых Лиховец говорит, что выбросил его в торговлю по большой просьбе местных рыбаков для подкормки и подманки рыб в местных озерах.
Жмых, как известно, это отходы производства подсолнечного и рыжикового масла. То и другое производится в Лопатино и, значит, есть в сельском магазине. Рыжик и подсолнечник растут и ныне и скоро будут готовы к уборке. Цель та же: готовить из этих культур масло для продажи городскому населению.
На крыше магазина «Егорыч» установлена даже мельница с настоящими крыльями. Это реклама, чтобы люди знали, что здесь можно купить соответствующий товар.
В кафе-столовой, она была открыта раньше, поначалу размещался и магазин. Площадь кафе большая, поэтому часть торгового зала отдали в аренду предпринимателям. Столовая со дня ее открытия активно посещается, так как цены в ней вполне доступные и ниже, чем в других подобных заведениях. Здесь обычно устраиваются коллективные мероприятия — юбилеи, свадьбы, поминки. Город есть город, хотя и небольшой.
Позже у Николая Егоровича родилась идея открыть и банкетный зал. Сейчас он уже полностью оборудован. Зал довольно вместительный, в отличие все от той же столовой, а уже принимает гостей. А магазин «Егорыч» тем временем переехал в соседнее помещение с мельницей и тоже стал очень популярным у местного насления. Люди охотно покупают здесь печеный хлеб, хотя конкуренция по этому товару довольно сильная. Рядом магазин «Марина» со своей миниатюрной пекарней, через дорогу хлебный киоск предпринимателя Ведзижева. Но люди идут именно к «Егорычу». Это наш магазин, говорят они.
У «Егорыча» тоже своя пекарня. Две смены пекарей — это четыре человека, которые работают посменно. Буханка хлеба в «Егорыче» из муки первого сорта стоит девять рублей. Столько же и калач, по пять рублей булочки с повидлом и изюмом — на полтинник дешевле, чем у соседей. Покупатели, которые считают каждую копейку, и этому рады.
Спрашиваю у Николая Егоровича, что дает торговля колхозу, хорош ли навар? Говорит, что прибыль, конечно, есть, но не такая значительная, какую хотелось бы иметь. Торговые площади довольно велики, надо платить за свет, за воду и еще очень много всякого рода налогов. Кстати, тепло у колхоза тоже свое. В кафе-столовую встроена котельная, зимой сюда подвозят из Лопатино уголь и дрова. Кочегары исполняют и обязанности грузчиков, когда доставляют муку, зерно и прочие товары.
Всего в колхозном торговом комплексе задействовано двадцать рабочих.
— Людям надо вовремя платить зарплату, — рассказывает Лиховец, — и не абы какую, а вполне достойную.
А почему бы колхозу не торговать мясом? Ведь, как известно, в «Заре» самое большое дойное стадо — тысяча коров, а со шлейфом все две с половиной тысячи голов. Но председатель только вздыхает.
— Это очень сложно. Большие требования к организации забоя, а наша санэпидемстанция не дремлет, всегда начеку. Потому для продажи мясо покупаем на мясокомбинате. Может быть, свое же.
А вот линию по переработке молока, по изготовлению тетрапаков колхоз приобрел, но все никак не может отладить. Нужны опытные специалисты, а где их взять? Тем не менее то, что есть, помогает хозяйству выживать, решать одну из главных проблем последнего года: реализацию зерна, которое вдруг оказалось никому не нужным.