USD 99.2295 EUR 103.2997
 

Как прыгнул казахстанский барс

Светлана ГАВРИЛОВА.Фото Татьяны ШИПИЛОВОЙ. Новосибирск —Павлодар — Новосибирск.
Угольный разрез «Богатырь». Вот это перспективы!
Угольный разрез «Богатырь». Вот это перспективы!

Интересно узнать причину? Еще как! Поэтому, когда новосибирских журналистов пригласили принять участие в форуме «Приграничное сотрудничество: журналистский аспект» в казахстанском городе Павлодаре, мы все очень обрадовались: появилась возможность вживую узнать опыт соседей!

Для меня лично поездка представляла интерес еще и по другой причине: более тридцати лет я прожила в Казахстане, куда еще ребенком меня привезли мама и папа, отважившиеся в свое время поехать на целину. Тем более что все мы долго жили в одной стране под названием СССР. А однажды проснулись и узнали… что нас «отселили»: сначала — в неведомую страну с идиотским названием СНГ. Затем — в Казахстан, которому, как и другим странам бывшего Союза, пришлось учиться выживать в одиночку…

Об этом тяжелом периоде Юрий Дмитриевич Поминов, редактор старейшей павлодарской газеты «Звезда Прииртышья» и один из организаторов поездки нашей делегации, написал замечательную книгу, которую назвал «Хроника смутного времени». Подарочные экземпляры удалось заполучить и нам, новосибирским журналистам. Речь в книге идет как раз о развале Союза, и там есть все: и про либерализацию цен, и про талоны на мыло и сахар (когда я рассказываю своим детям, они не могут в это поверить). Хочу процитировать фрагмент из книги Юрия Дмитриевича, касающийся судьбы Павлодарского тракторного завода. Итак, 1992 год.

«Критическая ситуация на Павлодарском тракторном заводе. В первом квартале он должен выпустить по государственному заказу 8990 тракторов, или примерно по три тысячи в месяц. Но в январе с конвейера сошла лишь 1341 машина, в феврале — чуть более двух тысяч. Квартальный план будет провален, но это лишь полбеды. Дело в том, что большая часть уже собранных тракторов, которыми заставлена огромная территория, некомплектна. На них нет гидрозанавески, которую поставляет павлодарцам Рубцовский тракторный завод, страдающий из-за отсутствия металла. Часть павлодарских тракторов недоукомплектована из-за остановки Алтайского моторного завода, поставляющего нашим тракторостроителям двигатели. И никто не может сказать, когда будет налажено снабжение».

Разрыв кооперационных связей надолго подкосил не только Павлодарский тракторный гигант, но и другие предприятия стран бывшего Союза.

Молодой республике за годы независимости пришлось поднимать промышленность с колен. Каков итог? В первом полугодии 2010 года ВВП Казахстана вырос на 8%, а инфляция составила 4,4%. Для сравнения: рост ВВП России за первые 6 месяцев 2010 года составил 4,2%. Инфляция, по данным Росстата, за первые 6 месяцев текущего года составила 4,4%.

За счет чего прыгнул казахстанский барс, гордый символ Казахстана?

В программе, которая называется «Стратегия-2030», ставку казахстанское правительство сделало на «якорные» проекты.

Например, новым экономическим чудом стала местная «Магнитка» — Казахстанский электролизный завод, входящий в «Евроазиатскую энергетическую корпорацию». Но вначале было политическое решение: власти Казахстана поставили задачу не просто отгружать глинозем, а производить свой алюминий и отправлять его на экспорт.

Точкой для строительства идеально была выбрана Павлодарская область. Здесь источник сырья — бокситовое месторождение. Рядом Аксуская ГРЭС — источник дешевой электроэнергии, которой требуется много для производства алюминия. И все — в руках одного инвестора.

Первый котлован вырыли в мае 2005 года, а через полтора года запустили первую очередь. Объем инвестиций — около миллиарда долларов. …Когда я спросила у местных журналистов про «откаты» павлодарским чиновникам, они посмотрели на меня с недоумением: «Что вы, стройку лично контролировал Президент Нурсултан Назарбаев».

Сейчас Казахстанский электролизный завод выпускает 250 тысяч тонн алюминия в год. Фактически вся продукция уходит на экспорт, в том числе и в Россию. В кризис, когда цена тонны алюминия на Лондонской бирже металлов упала с 3 тысяч долларов до 1100, решили не сокращать производство, а начали подготовку к пуску второй очереди. Металлургический гигант считается одним из самых высокотехнологичных производств индустриального сектора и вошел в государственную программу Казахстана «30 корпоративных лидеров».

Об этом нам рассказал во время экскурсии по заводу Ревва Васильевич Пак, вице-президент по производству. Сам он — приглашенный топ-менеджер из Москвы. А отведать заводскую «газировку» нам предложил еще один российский «наемник», только уже из Красноярска.

На предприятии работают две тысячи человек, средняя зарплата около ста тысяч тенге (20 тысяч рублей), по местным меркам, очень высокая. Для сравнения: хлеб в Павлодаре стоит около 30 — 40 тенге (6 — 8 рублей), бензин от 85 до 88 тенге (в среднем 16 — 17 рублей), проезд в маршрутке — 25 — 30 тенге (5—6 рублей).

Не сворачиваются и социальные программы. В национальном парке «Баянаул», который по праву считают местной Швейцарией, можно чудесно отдохнуть (сибиряки, кстати, часто приезжают сюда), сейчас руководство завода вложило средства в строительство детского сада для детей рабочих и жилого дома. Одно время павлодарцы сильно беспокоились за экологию, мол, понастроят тут — и дышать будет нечем. А капиталисты наладили на предприятии замкнутый цикл утилизации отходов, коэффициент полезного действия газоочистки достигает 99 процентов. Но больше всего наповал нас сразили цветники, саженцы вокруг предприятия, за которыми бережно ухаживают работники местного цеха озеленения. Поэтому завод в буквальном смысле находится в зеленом поясе.

В этом году в Казахстане разработан проект программы развития государственно-частного партнерства на 2010 — 2014 годы. В арсенале казахстанских ГЧП-инструментов не только механизмы для реализации крупных инфраструктурных проектов, но и социальная сфера, ЖКХ (например, арендное жилье).
Еще одной экономической фишкой является государственная программа «Дорожная карта». Примечательно, что о ней мы услышали не от чиновников.

Роза Итибаева, директор Павлодарского музея имени Бухар-Жырау, в котором собраны рукописи пяти книг Всеволода Иванова и раритеты других известных деятелей, родившихся в Павлодаре, с гордостью рассказала, что в рамках программы «Дорожная карта» правительство выделило на ремонт музея солидные средства.

Здание музея было построено еще до войны, аж в 1897 году, и принадлежало купцу Зайцеву. После революции купеческий дом, как водится, реквизировали, передали ревкому комсомола, дальше — обкому, еще каким-то организациям.

…Когда решили сделать музей, выяснилось, что дом нуждается в ремонте. Когда мы пришли сюда на экскурсию, здесь вовсю шла работа. Таким образом, в рамках ежегодной программы «Дорожная карта» ремонтируются не только дороги, но и объекты соцкультбыта. Рабочей силой программы являются бывшие безработные, которые проходят бесплатное переобучение в местных центрах занятости, а затем получают гарантированное трудоустройство в рамках «Дорожной карты».

Показали нам и самый большой в мире угольный разрез «Богатырь», занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, где добывают уголь открытым способом. Дух захватывает, когда со смотровой площадки наблюдаешь, как по серпантину поднимаются БелАЗы. Котлован похож на лунный кратер с настоящими богатырскими размерами: длина более шести километров, ширина — два. А высота экскаватора, который вгрызается в землю, достигает 57 метров — почти с двадцатиэтажный дом! По подсчетам ученых, запас угля в «Богатыре» превышает десять миллиардов тонн, так что работы здесь хватит на десятилетия. Остается добавить, что разрабатывает карьер ТОО «Богатырь Комир», совместное предприятие казахстанского АО «Самрук-Энерго» и российской объединенной компании «РусАл».

...Во время поездки нам было любопытно узнать про ситуацию с зерном. В отличие от России, Казахстан решил не объявлять эмбарго на вывоз зерна. Что касается Павлодарской области, здесь нашли следующий способ, как обуздать цены на хлеб и муку.

В области подготовлено соглашение между местной «Продкорпорацией» (помните, была подобная структура когда-то и в Новосибирской области?), городскими акиматами (местная горадминистрация) и зернопроизводителями, мельницами и пекарнями. Каков же алгоритм взаимодействия? Как сообщает павлодарская газета «Звезда Прииртышья»: «АО «Продкорпорация» поставит трем крупным производителям муки и хлебобулочных изделий в общей сложности четыре тысячи тонн пшеницы по цене 20600 тенге за тонну, еще тысяча тонн зерна с высокой клейковиной по 27500 тенге за тонну предназначена для крупного в регионе предприятия — Павлодарского хлебобулочного комбината. Причем, как заверило областной акимат руководство этого комбината, такой дорогой закуп никак не скажется на ценах: сегодня стандартная булка белого хлеба «Тау нан», выпускаемая ПХБК, стоит в магазинах 43 тенге, такой ее стоимость и останется».

Всего в этом году Казахстан рассчитывает собрать 14 — 15 миллионов тонн зерна, что полностью закрывает внутренние потребности. Средняя урожайность зерна здесь составляет 9,4 центнера с гектара.
В заключение хочу рассказать еще о ситуации с детскими садами. Проблема одинаково остро стоит и в Новосибирской, и в Павлодарской областях. В Казахстане, чтобы как-то решить ее, пустили в эту сферу малый бизнес. Была разработана национальная программа «Балапан», что в переводе с казахского означает «Цыпленок»…

Здесь позволю себе небольшое отступление. Помните, как Штирлиц устами Вячеслава Тихонова говорит, что больше всего на земле он любит стариков и детей? Такое же особое отношение испытывает любой уважающий себя казах по отношению к детям и старикам. Не помню случая, чтобы в маршрутке или в автобусе молодежь не уступила место аксакалу или женщине с ребенком…

Так вот, суть программы с ласковым названием: создать сеть частных детских садов с оформлением гарантированного государственного заказа. Когда частник открывает мини-сад, соответствующий всем местным требованиям, меняется схема оплаты для родителей. В среднем павлодарцы платят около 25 тысяч тенге (пять тысяч рублей) за месячное содержание ребенка в частном детском саду. Если этот детский сад участвует в системе госзаказа (имеет обязательное лицензирование, соблюдает все санитарные нормы и другие обязательные требования), 10,8 тысячи тенге из этой суммы за родителя вносит государство. То есть из родительского кошелька придется вынимать около 15 тысяч тенге, или три тысячи рублей. Выгодно? Безусловно!

(Продолжение следует).

Фотографии статьи
Павлодар — чистый и уютный город.
Новая «Магнитка» — Казахстанский электролизный завод.
Государство не пожалело средств на реставрацию музея имени Бухар-Жырау.