Ищем лидеров нарождающегося бизнеса
— Мы реализуем масштабный проект, связанный с кадровым обеспечением инновационных компаний, которые в большей степени концентрируются в Академгородке, хотя, я полагаю, на самом деле можно сегодня ставить задачу о более широком распространении инновационной деятельности на территории Новосибирска, — сказал Владимир Никонов. — Известно, что в Новосибирской области при участии правительства создается современная инфраструктура для инновационного развития. Один из самых крупных проектов в этом плане — создание технопарка на территории Академгородка. И для Новосибирской области готовится специальный проект подготовки инновационных лидеров.
В инновационной структуре технопарк является, можно сказать, жесткой частью. Это базовые условия, чтобы идея могла воплощаться в материале, в опытных образцах и технологиях, а в дальнейшем на базе опытных образцов и технологий могли рождаться инновационные продукты и технологии. Но есть еще так называемая мягкая часть инновационной структуры. Это достаточно большое количество организаций и предприятий, которые обеспечивают инжиниринг, решают многие другие вопросы, которые возникают при развитии инновационной экономики. И одна из самых главных и серьезных проблем, которая может тормозить формирование инновационных компаний и превращение идеи в продукт, это кадровое обеспечение.
Людей, которые ведут исследования в Новосибирской области, довольно много. Здесь три отделения Академий наук, и не только в них, а и в вузах работают исследователи. Они представляют идеи, на базе которых можно дальше создавать экономические субъекты, но навыки этих людей несколько иные — они связаны с добыванием знаний. А вот навыки, которые были бы полезными для коммерциализации этих идей, для их превращения в продукты и технологии, нужно формировать специально.
Это не только навыки ведения бизнеса, организации работы тех или иных предприятий — это более сложная совокупность компетенций, которая связана с умением лидеров этого нарождающегося бизнеса обеспечить соответствующую доработку идеи, превращение ее на первом этапе в некие образцы. Дальше на базе этих образцов должны быть разработаны технологии и продукт. Это все требует специальных знаний и навыков. К сожалению, наша высшая школа и бизнес-жизнь не обеспечивают сегодня появление людей, способных заниматься такими задачами.
Эти специальные знания и навыки могут быть сформированы через систему дополнительного образования, причем целевого. В связи с этим стартовала программа по отбору и подготовке инновационных лидеров. Она начинается с выявления людей, которые готовы психологически включиться в инновационную работу, которые проявляют лидерские качества, имеют общую эрудицию, полезную для работы в этом секторе.
— Программа предполагает на первом этапе очень широкую, если хотите, рекламу самой этой идеи, чтобы заинтересованные люди откликнулись. Такая работа ведется, и сегодня мы имеем уже примерно 700 анкет претендентов. Но, по нашим оценкам, для отбора инноваторов-лидеров необходимо привлечь 2—2,5 тысячи человек. Проживание и работа за пределами Новосибирской области не являются препятствием для участия в программе. Мы готовы вовлекать в этот проект молодых людей и с других территорий. Важно, чтобы у них было желание в дальнейшем работать над формированием инновационных компаний на территории Новосибирской области в зоне Академгородка и на предприятиях Новосибирска, — уточнил Владимир Никонов.
На первом этапе пройдет серьезный отбор. Будет анкетирование, затем собеседование. Из двух с половиной тысяч претендентов будет отобрано двести человек, которые будут участвовать в конкурсе. Затем по итогам конкурса будет выделена лидирующая группа, 60 человек, которой займутся профессионалы по подготовке кадров, специалисты по интенсивному обучению.
А просматривается ли сегодня спрос на инновации? Государственные, муниципальные структуры, которые занимаются хозяйственной деятельностью, по большому счету имеют прямую заинтересованность в некоторых инновационных решениях тех проблем, с которыми они сталкиваются каждый день. Для примера: дорожное строительство и в целом дорожная отрасль сегодня испытывают серьезный недостаток инновационных решений, и Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области выразило готовность выступить своего рода заказчиком на эти инновационные разработки. Имеется в виду, что могут появиться крайне необходимые приборы или технологии, позволяющие повысить качество дорог и обеспечить их эффективную эксплуатацию. Есть интерес к этой работе и у ряда структур, работающих в коммунальной сфере, в частности, у Горводоканала. Словом, сегодня ряд крупных компаний заявляют: у них есть проблемы, где требуются не традиционные решения, а инновационный поиск.
В целом же инновационный процесс идет двумя путями. Первый, когда инновационная научная идея, которая основывается на знании, продвигается и находит свое коммерческое воплощение, а потом завоевывает рынок. Например, так родилась мобильная связь, никто эту инновацию не заказывал. В то же время многие наши инновационные компании говорят, что у них есть иной подход: не старайся предлагать свою идею, а решай имеющуюся проблему.
— Да, хочется подчеркнуть, что сегодня мы будем стараться идти не от идеи к рынку, а от проблем заказчиков к идеям, позволяющим их решить, и затем — к их практическому исполнению. По крайней мере, это дает гарантии по реализации таких задач. Действительно, можно решить ряд проблем в дорожной отрасли. Поскольку у нас почти восемь десятков дорог, инновации здесь были бы эффективными. Когда соединятся вместе идея, потенциальный заказчик, лидер-инноватор, инфраструктура, меры государственной поддержки, финансовые ресурсы, достаточно легко будет найти потенциального исполнителя этого инвестиционного проекта. Считаем, что этими исполнителями будут многие наши действующие предприятия, которые сегодня на 30 процентов недозагружены работой. Они ждут заказов, ждут серьезных идей, — пояснил Вадим Федоров.
— Когда будет найден лидер, его «поженят» с проектом, и, по-видимому, понадобится такая организация, которая будет сопровождать этот проект через «долину смерти». В русской терминологии это путь от идеи до прототипа, ибо на этой траектории гибнет основная масса инновационных затей, — добавил Андрей Брызгалов.
Владимир Никонов:
— Совокупность компетенций, которые должны получить инновационные лидеры, не идентична тем, которые мы привыкли числить за менеджерами обычных предприятий. На этого человека ляжет ответственность за организацию проекта в продукт, в технологию. Это на самом деле не просто, потому что такого рода компетенции даются немногим людям, поэтому у нас есть трудности превращения научных идей в готовые продукты и проекты. На этапе сколачивания команды исследователей и тех, кто реализует проект, очень часто проекты ломаются. Это было в основе тех трудностей, когда мы стали продвигать венчурный бизнес. Очень часто между людьми, готовыми профинансировать становление, развитие такого предприятия, и собственно разработчиками не возникало необходимого психологического контакта, доверия, взаимопонимания. Преодоление таких барьеров я хотел бы подчеркнуть как особую компетенцию, которую должны приобрести эти люди.
Валерий Ермаков:
— Приглашаются молодые люди от 22 до 35 лет, имеющие высшее образование, опыт работы не менее двух лет, которые не боятся нового, хотят быть успешными, хотят создать инновационный продукт, а также сделать себе имя, заработать деньги. Хочу сказать, что сама затея уникальна. Чем? Сегодня инновационная отрасль только начинает формироваться. Чтобы сделать карьеру, например, в банке, человеку придется пройти иерархическую структуру, подняться наверх он сможет не через год-два, а, положим, только через пятнадцать лет. В инновационной сфере профессионально подготовленные люди обретают уникальные возможности для продвижения.
А в чем специфика подготовки инноваторов? Дело в том, что инновационная отрасль сложна тем, что она полипрофессиональна. Инновационный лидер должен уметь оперировать финансовыми категориями, строить бизнес-план, уметь убедить финансистов его проинвестировать. Ему по силам организация технического решения — одна из ключевых квалификаций такого лидера. Он должен уметь работать с учеными. Прекрасно понимать корпоративные схемы, как создается старт-ап, какие участники привлекаются и так далее. Такой набор данных в высшей школе получить невозможно, настолько они разрозненны.
Если посмотреть на западный опыт, то там инновационная квалификация нарабатывается путем того, что молодые люди в течение пяти-семи лет очень быстро меняют место работы. Например, в Силиконовой долине человек год работает финансовым аналитиком, потом год пробует создать свой старт-ап, потом работает с этим старт-апом в другом проекте. Поскольку у нас такой возможности нет, стоит задача дать эти навыки в сжатые сроки.
Будущему лидеру необходимо дать три ключевые управленческие квалификации. Во-первых, управленческие навыки и компетенции: умение быстро считать ситуацию, оценить плацдарм, на котором находится, понять участников, выстроить стратегии и договоренности. Во-вторых, он должен быть прекрасным коммуникатором, уметь организовать социальную схему и выстроить отношения. В третьих, он должен уметь организовать самого себя.
Помимо этого, существуют базовые инновационные квалификации. Тренинги будут организованы таким образом, что в результате лекций и специальных игр с дальнейшим обсуждением люди будут знакомиться со специально сконструированными, постоянно усложняющимися инновационными задачами и приобретать навыки их решения.
Кто желает участвовать в отборочном этапе, должен заполнить анкету, которая размещена на сайте www. Ingeneration.ru Если вы пройдете на следующий этап, будете приглашены на собеседование. Анкеты принимаются до 15 сентября.