USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Фастфуд от киноиндустрии

Павел ВИНОГРАДОВ, журналист. г. Бердск.
Сделано в СССР.
Сделано в СССР.

Такое вот мнение. Кстати, не лишенное оснований. Действительно, в современном, быстро меняющемся мире российского кино — не для фестивалей, а для нас, зрителей, — практически не существует. А вот советское кино до сих пор есть. И до сих пор востребовано. Отечественное кино, несмотря на рост в последние годы кинопроизводства (чему помешал, но не остановил мировой финансовый кризис), никак не влияет на общество.

Вспомните слова В. И. Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино…» Важнейшим оно и было многие годы, пока мы не потеряли нравственные ориентиры. Старые идеалы попраны, новых — не появилось. Но кино не может быть без идеологии. А человек не может существовать без идей. Смею утверждать, российское кино в наше время никакой роли в формировании современного российского человека не играет. Играет американское, мы практически полностью отдали ему наш кинорынок. На экранах кинотеатров отечественных лент не более 20 процентов. И это в лучшем случае. Абсолютное большинство из них не то что не приносит прибыли — просто не окупает производство. Залы пустые. Но даже те российские фильмы, на которые все-таки пошел зритель, точнее, его сумели заманить в кинотеатр массированной телевизионной рекламой, являются далеко не самыми высокими образцами искусства, а вернее всего — продукцией кинофастфуда. Для примера можно привести такие «киношедевры», как «Самое лучшее кино» или «Ночной дозор». Подобные отечественные «блокбастеры» очень хорошо усваиваются под поп-корн и кока-колу, не пробуждая абсолютно никакой мысли и не оставляя никакого следа в головах непритязательных зрителей, большую часть которых составляют тинэйджеры в возрасте от 13 до 17 лет.

Фильмы, заметно возвышающиеся над этим уровнем, в последние годы можно пересчитать по пальцам. Причем они как никогда далеки от широкого круга людей. Если фильм Тарковского «Иваново детство», который был удостоен высшей награды Венецианского кинофестиваля, в СССР посмотрели 16 миллионов зрителей, то «Возвращение» Звягинцева, которое было удостоено такой же награды, собрало в сто с лишним раз меньшую аудиторию.

Современное российское кино… Что входит в это понятие? Бандитские разборки, убийства, войны. Много крови, много смертей, чуть-чуть дешевых спецэффектов, и вот он — новый российский блокбастер.

Несколько слов о кинокомедии — пожалуй, самом народном и любимом зрителями жанре «искусства десятой музы». С комедиями в современном российском кинематографе очень плохо. Складывается такое впечатление, что как делать смешно, не пошло и с душой знали только в Советском Союзе. Ибо все, что выходит сегодня на экран (за редким исключением) и называется комедией, оставляет желать лучшего. За последние несколько десятков лет хороших комедий практически никто не снимал. Разве что «Квартет И», перенесший свои театральные спектакли на пленку («День выборов» и «День радио»). Остальные потуги в этом жанре принадлежат бывшим кавээнщикам и носят ширпотребный характер с низкопробным юмором.

В таких условиях российский кинематограф переместился с экранов кинотеатров на экраны телевизоров. Но что же предлагают нам ежедневно призывно мигающие голубые экраны? Ну, конечно же, сериалы, без которых не обходится ни один уважающий себя телеканал. Латиноамериканские страсти ныне бушуют и на отечественных просторах 100-серийных «мыльных опер» («Кармелита», «Исцеление любовью»).

Американские ситкомы, адаптированные под российскую действительность, вызывают гомерический смех за кадром, но не у зрителей, сидящих перед экраном ТВ («Счастливы вместе» и «Папины дочки»). А честным и благородным ментам из «Улиц разбитых фонарей» пришел на смену Серега Глухарев по кличке Глухарь из одноименного сериала со своим верным другом гаишником Денисом Антошиным. На этой сверхпопулярной паре служителей закона хотелось бы остановиться подробнее.

Итак, кто же ныне является «героем нашего времени»? Следователь Глухарев, конечно же: свой в доску парень, никогда не теряющий оптимизма, веселый, с массой проблем и неустроенной личной жизнью. Глухарь выпить не дурак и курит практически без перерыва, как, впрочем, и каждый из его сослуживцев (плохой пример, конечно, для молодежной аудитории, но кто сейчас без греха — не это главное). Оказывается, получить взятку в ОВД «Пятницкое» отнюдь не считается чем-то зазорным, и Серега Глухарев учит стажера, как это нужно делать грамотно. Гаишник Дэн считает, что два часа, когда он не работал, «водители ездили бесплатно». Другой пример: Денис, чтобы помочь сослуживцу получить страховку за машину, организовывает ее поджог, заявление же о якобы имевшем место самовозгорании вышеуказанного транспортного средства, ложится на стол Глухарева, который, узнав о поджоге, просто угорает со смеху. А «крышевание» милицией различных доходных заведений, выбивание из подозреваемых нужных показаний, использование конфискованных вещей в личных целях?! И эти нарушения закона людьми, которые по долгу службы обязаны этот самый закон соблюдать и защищать, преподносятся как норма жизни. Да Глеб Жеглов, подкинувший карманнику Кирпичу украденный им кошелек для того чтобы посадить последнего, просто пай-мальчик по сравнению со стражами порядка из московского ОВД «Пятницкое». Жеглов, по крайней мере, был честен перед людьми и своей совестью. И ведь неплохо же снят сериал «Глухарь», герои которого настолько полюбились отечественному зрителю, не избалованному хорошими фильмами, что перекочевали на большой экран.

Впрочем, подобная трансформация была неизбежна. За два последних десятилетия значимых произведений искусства для широкой аудитории практически создано не было. «Они сражались за Родину» плавно перетекло в «9 роту». «О бедном гусаре...» и «Служебный роман» — в «Любовь-морковь». Деградация налицо. После просмотра фильма зритель зачастую не может ответить себе на очень важные и нужные вопросы: о чем он смотрел фильм и зачем, по его, зрительскому, мнению, его сняли. Вкусы размываются, зритель приучается к некачественному потреблению. И этому в немалой степени способствует сериальный поток с низким профессиональным качеством продукции. Конечно, не все так грустно и печально. И в серой и безликой массе киноширпотреба порой блеснет искоркой талантливое, настоящее, зрелищное кино. Можно отметить прекрасный сериал «Ликвидация» Сергея Урсуляка или экранизации классики Владимиром Бортко: «Идиот» и «Мастер и Маргарита». К сожалению, до этого уровня дотягивают не многие служители нашей отечественной «фабрики грез».

Фотографии статьи
Сделано в России.