USD 102.5761 EUR 107.4252
 

С новой жизнью, завод!

Зоя ТЮРИНА. Фото автора.
Начальник элеватора Нина Шмакова.
Начальник элеватора Нина Шмакова.

История обычная. В 1979 году на восточной окраине Барабинска, рядом с ХПП, был построен мощный комбикормовый завод. За смену он выпускал по 400 тонн комбикормов для КРС, свиней, птицы и даже для рыбы. Грузили добро в вагоны и отправляли в самые различные регионы Советского Союза. Продукцию повсюду с руками отрывали, никаких денег не жалели: дефицит!

А с наступлением перестройки сельхозпредприятия обнищали, комбикорма стали восприниматься ими как непозволительная роскошь. И за несколько лет пришлось заводское производство свернуть практически полностью. Так, выпускали время от времени небольшими партиями под определенные заказы. А огромный силосный корпус (силос — это не только сочный корм для скота, но и емкость для хранения зерна) пришлось законсервировать до лучших времен.

И вот, похоже, они наступили. Корпус на 30 тысяч тонн обработан и полностью подготовлен к приему нового урожая. Теперь общий объем хранения зерна, которым располагает БКЗ, — 75 тысяч тонн.

Тут надо пояснить, что благотворные перемены на заводе начались не вчера, а год назад, когда на предприятие пришел новый директор. Иван Юзов — опытный и успешный управленец, на барабинском заводе он будет работать по контракту пять лет, но и за первый успел сделать очень много.

— К приемке зерна нового урожая готовы на сто процентов, — уверенно говорит он.

Но точно эти проценты сумеет сосчитать только осень. Однако основательность подготовки видна невооруженным глазом. Отремонтировано все оборудование, сделан запас горючего, который позволит просушить 30 тысяч тонн зерна. Потребуется больше — не проблема, есть договор о дальнейших поставках. Здесь все надеются именно на большой объем работы.

Зерно на Барабинский комбикормовый завод везут из девяти районов, в том числе из Омской области. Обычно первая рожь поступает после 20 августа, но уже сейчас идут машины из Куйбышевского, Чановского районов. Много здвинских. Хозяйства освобождают свои склады от прошлогоднего зерна. У кого оно, конечно, осталось. Цены сейчас такие, что хотя бы покрывают затраты на производство зерна. Кому-то удается договориться и о более высоких.

Почему везут именно сюда? Удобно. У завода свои подъездные пути, свои тепловозы, так что здесь не только доводят зерно до установленных кондиций и хранят его, но и отгружают при продаже.

А второе — отношения с сельхозпредприятиями, можно сказать, товарищеские. Тому пример: прошлой осенью, видя бедственное положение крестьян из-за падения цен на зерно, завод принял у них продукцию, полей, просушил, подработал, положил на хранение и… копейки не спросил. Расчеты начинаются только сейчас, когда хозяйства наконец-то стали это зерно продавать. Кстати, их ждал еще один сюрприз: завод снизил цены на свои услуги.

— Мы самым тщательным образом пересмотрели свои резервы экономии и нашли, что можно значительно ужаться, — рассказывает директор. — Например, при сушке зерна используем нефть, а не солярку: так выходит почти вдвое дешевле. Расценки на приемку зерна сократили со 130 рублей за тонну до 50. За хранение вместо 50 рублей берем 30. Изначально определились, что такие цены держим до сентября, но пока повышения не планируем. Укладываемся.

В прочных, доверительных отношениях с хлеборобами тут заинтересованы больше, чем в заоблачных прибылях. Они — взаимозависимые партнеры. Не повезут сюда крестьяне хлеб — заводу тоже придется несладко.

На честное и плодотворное сотрудничество с главным партнером настроена работа всех производственных участков. «Кухня» предприятия для него всегда открыта. На любом этапе работы с зерном агроном, председатель колхоза или сельхозкооператива может разрешить свои сомнения.

Конечно, самые главные вопросы касаются веса и качества поступающего зерна. Это деньги, и крестьяне активно учатся защищать интересы своего кошелька. Так вот в заводской лаборатории за год не случилось ни одного конфликта. Да, были дополнительные проверки качества зерна, но абсолютно во всех случаях удалось прийти к общему мнению.

Самое убедительное тут — показания приборов. Все оборудование в лаборатории хорошего качества. Недавно купили две лабораторные зерновые мельницы для отмывания клейковины. Маленькие, со стороны походят на кофемолки, но заведующая лабораторией Татьяна Лунина с уважением говорит о профессиональных характеристиках приборов: операцию производят быстро, данные выдают точные.

На мой взгляд, работа у лаборантов тяжелая. Чтоб целый день сидеть за приборами, скрупулезно подсчитывать проценты и их десятые доли — это какое терпение надо иметь! Но здесь у каждой стаж более 20 лет, наверное, действительно нравится.

Вместе они пережили и недавний кризис: сокращение практически половины лаборантов, зарплату в две тысячи рублей, и ту с задержками. Да и с чего было платить, когда на всем элеваторе оставалось шесть тысяч тонн зерна! Но не будем ворошить ошибки прежнего руководства. Сейчас сокращенные работники вернулись, потому что на завод вернулись нормальная работа и нормальная зарплата.

— Я ведь тоже уходила, — признается начальник элеватора Нина Шмакова. — Думала, все, навеки рассталась с профессией. По образованию я технолог мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, а где в Барабинске еще найдешь профильное предприятие? Комбикормовый же завод, казалось, доживал последние дни. Но за этот год он как будто заново родился. Смотрите, какой кругом порядок, жизнь кипит на каждом участке.

Время от времени в руках Нины Владимировны оживает радиотелефон. Она отдает распоряжения. Хозяйство у нее большое, работа элеватора не прекращается даже во время ремонта предприятия. Никакой суеты, аврала не видно, но Нина Владимировна называет участки, где сегодня приходится жарко. Самая напряженная работа у аппаратчика на отгрузке вагонов Сергея Груздева, у сушильного мастера Николая Панова, у мастера железнодорожных и автомобильных весов Натальи Дубинской. А пойдет большой хлеб, жарко будет всем.

Еще одна машина из Здвинска с табличкой «Зерно» на лобовом стекле. Прошла отбор проб, весовую, встала на разгрузку. На подъездных путях несколько вагонов: в них зерно поедет в Москву. А вот старый грузовой вагон, который много лет работал здесь на хозяйстве, перевозя зерно из корпуса в корпус в процессе его обработки, теперь не нужен. Все производственные участки соединила современная галерея. Это тоже новинка в организации труда на заводе.

В механическом цехе готовят к страде КамАЗы. Уже в прошлом году завод принимал участие в вывозке зерна от хозяйств на свой элеватор, нынче тоже потрудится на уборке.

Дополнительных работников на горячее осеннее время принимать не будут. Ну, может быть, несколько человек возьмут из центра занятости на подсобные работы. Основная же ставка делается на собственные силы.

Фотографии статьи
Главный инженер Василий Кондаков и водитель Андрей Трай готовят к страде КамАЗ.
Этот корпус включили нынче в работу.
Завлабораторией Татьяна Лунина с новой мельницей в руках.