USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Вот вам и музейный экспонат!

Нина ЕГОРОВА. Фото автора.
Насосной станции без малого сто лет.
Насосной станции без малого сто лет.

А начинается оно с плотины на реке Каргат. Плотина на протяжении многих лет была излюбленным местом рыбалки и отдыха местных жителей. О происхождении ее здесь ходили разные слухи. Самая распространенная версия: будто это останки огромного каменного моста, который разгромил, отступая, Колчак. На самом же деле она специально сооружена около ста лет назад для обеспечения необходимого глубинным насосам уровня воды в реке.

Потому как станция принадлежала железной дороге, музей имеет соответствующую специализацию. Сам комплекс сдан в эксплуатацию в 1912 году. А начали его строить еще в 1886. Состоял он из трех частей: в одном помещении стояло три насоса, в круглой башне под потолком находился огромный чугунный бак (на тысячу кубов), в третьем зале — два больших шуховских котла. Отсюда вода поступала через дорогу в водонапорную башню, где она тщательно очищалась с помощью извести и мела. Из Барабинска постоянно приезжал смотритель, проверял качество воды. И только такая вода поступала на заправку паровозов и нужды каргатцев.

Идея организовать здесь музей родилась после того, как станция перешла в собственность города. Немного подреставрировали центральную часть комплекса, собрали пока немногочисленные экспозиции, и перед Новым годом музей заработал. Нынче реставрационные работы будут продолжены. Средства (миллион двести тысяч рублей) поступят из областного бюджета в рамках программы «Сохранение памятников архитектуры» и местной казны на условиях софинансирования. В этот раз будут ремонтировать одну из башен (круглую). Она в аварийном состоянии, поэтому сюда посетителей не пускают. Только самую большую водонапорную башню пока не собираются восстанавливать — таких больших средств у музея нет.

Реализовали этот проект две женщины — директор музея Ирина Будкина и хранитель фондов Татьяна Зубкова. Открывается музей экспозицией «Подвиг в мирное время». В этом году исполнился 21 год со дня взрыва под Лебедевкой, в результате которого погибли двое моряков, сопровождавших поезд. В память об их подвиге с помощью моряков Новосибирска и создана эта экспозиция. В прошлом году работники музея ездили на место взрыва, привели в порядок обелиски. Много материалов прислала музею мама Максима Мешкова, одного из погибших моряков. Вот его форма, земля с места трагедии, превратившаяся в пепел, начиненный осколками. Вот наволочка подушки Максима с клеймом «Особая рота сопровождения взрывоопасных грузов», повестка из военкомата, зачетная книжка студента вечернего отделения Московского станкоинструментального института. Второй погибший моряк — мичман Владимир Цапков. Их имена мы обязаны помнить. Не останови они этот поезд, он дошел бы до Каргата, и тогда снаряды разлетелись бы здесь в радиусе трехсот метров. Благодаря мужеству этих парней такой трагедии не произошло.

В этом же зале выставлены предметы быта: самовары, утюги, узорная хлебница, рубель для глажки белья, серпы, ухваты, сковородники, скребки по дереву. Увесистыми орудиями пользовались наши предки! Один нож для резки хлеба чего стоит! В руках его удержать непросто. А вот чугунное приспособление для выпечки печенья в русской печи. Очень напоминает современную вафельницу. Только во много раз больше и тяжелее.

Рядом нумизматика, открытки начала прошлого столетия. Миловидные дамы, парочки, сельские картинки.
Очень красиво и душевно! Чуть более поздние экспонаты — револьвер 1917 года, боевые уставы, солдатская фляжка, удостоверения к наградам наших земляков.

Следующий стенд этого зала — «Почетные жители Каргата». Их четверо: Вера Александровна Богослова, Николай Степанович Скороход, Сергей Ильич Рыжиков, Кирилл Матвеевич Полиенко. Рядом экспозиция «Они сражались за Родину». Она только формируется. Пока в ней 15 фотографий фронтовиков, в том числе бывшего железнодорожника Александра Ивановича Медведева и полного кавалера ордена Славы Николая Игнатьевича Губяшкина.

Второй зал — более ранний период истории Каргата. Первое упоминание о нем найдено в церковной книге в 1856 году. В 1900 году основан поселок. В этом же году был построен вокзал, который служил до 1970 года.

Здесь центральное место занимают две экспозиции. Одна из них — «Сибирская железная дорога». В ней представлены очень интересные экспонаты: факел для осмотра и отогрева кранов на паровозе, фуражка железнодорожника, шарманка машиниста, в которой возили еду, фонарь для составителя вагонов и стрелочников. О назначении некоторых мы уже сейчас и представления не имеем. Есть также старые станционные часы, висевшие перед вокзалом, и телефон, долгое время служивший в насосной, и многое другое, что дает наглядное представление о том времени.

Вторая экспозиция — «Макет Каргата начала прошлого века». Его составили по описаниям старожилов нашего города. Учитель труда в первой средней школе Юрий Сабодаж изготовил макет. Следует заметить, что Каргат тогда имел очень развитую инфраструктуру. Кроме кирпичного завода, гончарного цеха, магазинов и лавок купцов Тузова, Загороднева, Мариупольского, Винокурова, приходской школы и церкви, имелись постоялый двор, судебный участок, склады по продаже сельхозмашин Мак Корника, предприятие по сбыту швейных машинок «Зингер», английская галантерея, склады для нефтепродуктов, кожевенное производство Чертуганова, железнодорожная школа, конюшенный двор, мясные ряды, скобяная лавка, кузница, кондитерское и колбасное производство купца Каспарова, больница. Украшали его богатые дома купцов Мариупольского, Демьянова, Кохмана. А в двухуровневом доме купца Шмуловича на первом этаже располагалась аптека, на втором — почта и гостиница.

Удивительно органично вписывается в ландшафт комплекса домик смотрителя насосной станции (старшего машиниста) Шепелева. С 1956 года он с супругой работал на станции. Построен дом в 1935 году, но до сих пор в нем живет жена смотрителя Екатерина Ивановна. Она и сама почти тридцать лет отработала здесь.

Вспоминает, в каком порядке содержали оборудование. Баки и котлы ежегодно промывали, сушили, красили. Зимой помещения отапливались электрическими козлами. После того, как станцию железнодорожники передали в коммунальное хозяйство города, следить за ней перестали. Все стало разрушаться и станцию закрыли.

В своем домике Шепелевы вырастили двоих сыновей. Вообще-то комплекс всегда был достопримечательностью Каргата. И местных жителей, и гостей города удивляли прочность кладки (оказывается, в цемент наши предки добавляли яйца) и изящество этого утилитарного строения. А для местной ребятни это вообще было загадочное место. И многие, конечно, желали посмотреть, а что там внутри? Шепелевы показывали желающим помещения станции, рассказывали о том, что в них было.

Сейчас Екатерина Ивановна снова при деле — сторожит комплекс. Из своего дома уходить ни за что не желает: «Здесь огород, двор, река рядом. И дом еще крепкий. Фундамент в рост человека. На мой век его хватит». А рядом так же надежно стоят башни насосной станции. Им почти сотня лет. Круглая башня, правда, дала трещину — наши современники перестали следить за чугунным баком, он потек, и прочности строения на такую безалаберность не хватило. Но музейные работники надеются отремонтировать ее и сохранить для потомков уникальное сооружение. А самая большая башня (водонапорная, что через дорогу) еще действует. Вот вам и музейный экспонат!

Фотографии статьи
Ирина Будкина, директор музея, с шарманкой железнодорожника.
Плотина и сейчас пенит воды реки.
Самую высокую башню комплекса пока не восстанавливают.
Екатерина Ивановна Шепелева до сих пор живет в старом домике на территории станции.