Олег КОНЮК: «Если для района выгодно, надо брать!»
— Олег Федорович, не так давно миновали те самые сто дней, которые считаются своего рода первым рубежом, который преодолевает руководитель на новой должности. Изменились ли для вас за это время видение вашей работы на посту главы района, основные задачи, намеченные к исполнению?
— Таких задач очень много, и все они связаны с существующими проблемами района. Первая из этих проблем в том, что у нас очень маленький бюджет. Район дотационный, фактическая самообеспеченность всего 13 процентов. Причем львиная доля бюджетных средств уходит на зарплату, перечисления во внебюджетные фонды и коммунальные услуги.
— Как обстоят дела с бюджетными планами на 2011 год?
— Областной бюджет нынче верстается очень рано. Поэтому делаем всё возможное, чтобы защитить интересы района, обосновать необходимость областного финансирования. Работаем в этом направлении и с областным правительством, и с депутатами — ведь принимать закон о бюджете в первом и втором решающих чтениях будет действующий четвертый созыв Новосибирского областного Совета.
— Российская система распределения налогов построена так, что большая часть денег уходит на «верхние» бюджетные этажи, а на местах остаются крохи…
— Именно поэтому областное бюджетное финансирование для нас — это один из основных факторов развития. Потому что куда ни кинь, что ни запланируй, своих денег не хватает. Допустим, собираемся мы построить детский сад. Нужен проект, потому что без него никто нас не подпустит ни к строительству, ни к финансированию. Ориентировочная цена документации — больше полутора миллионов рублей. Причем проект этот мы должны сделать за свои денежки…
Стараемся использовать все возможности сделать что-то на условиях софинансирования. Три новых автобуса, например, недавно привезли — купили их по принципу 30 на 70: 70 процентов оплатила область, а 30 — районный бюджет. Потратили на это чуть больше миллиона рублей.
— За три автобуса это, конечно, немного.
— Да, но эти деньги тоже надо было найти, а это для района не так легко.
По машинам «скорой помощи» сейчас тоже действуют программы 30 на 70. Хотели купить три таких автомобиля, но пришлось ограничиться двумя — на большее количество денег найти не удалось.
— Тем не менее за программы софинансирования вы, судя по всему, взялись очень серьезно?
— А как же иначе? За ту цену, которая получается в итоге, те же автобусы и машины «скорой помощи» просто-напросто нельзя не брать! Ведь это так выгодно для района, и другой такой возможности может не предоставиться. Обязательно надо попадать в такие же программы приобретения коммунальной техники, строительства социально значимых объектов. Успевать надо, ведь сегодня эта программа работает, а завтра ее может и не быть.
Основная задача на этот год — закончить реконструкцию районного Дома культуры. Конечно, сделать это получится только с помощью областного бюджета. Двадцать миллионов рублей на наш Дом культуры в бюджете предусмотрены, но этого мало, нужно ещё тридцать миллионов. Подрядчик у нас очень серьезный и ответственный, так что есть все шансы сдать объект к новому году, были бы деньги. Надеемся нынче поставить новогоднюю елку в обновленном Доме культуры.
Трудно еще и оттого, что действующий бюджет верстали и утверждали в 2009 году, и мы должны воспринимать его как данность. За его жесткие рамки, как говорится, уже не выйдешь. Меняем, конечно, что-то, перебрасываем средства с одного на другое, более значимое, но принципиальных вопросов это не решает.
— А есть ли у района возможность поднаполнить свой бюджет — если не в этом, то хотя бы в следующем году?
— Это очень сложно. Теоретически такая возможность имеется — если хозяйства начнут работать, получать прибыль, платить налоги... А сейчас наши сельскохозяйственные предприятия переживают далеко не лучшую, даже можно сказать удручающую ситуацию. В моем бывшем хозяйстве, например, лежат еще, как минимум, тысяча тонн пшеницы и порядка шестисот тонн ржи. И куда это зерно при цене в две тысячи рублей за пшеницу, а за рожь и того меньше было деть?
— Минувшие зимние морозы очень плохо повлияли на состояние дорог. Что-то в этой связи планируете предпринимать?
— Естественно. Планируем в первую очередь сделать дорогу от Орловки до «Байкала». Провели ремонтные работы в Ермолаевке, на очереди улицы Новоселово. Вроде бы удалось договориться и внести в план и подремонтировать крещенскую дорогу. Ещё одно «больное место» — дорога на Черный Мыс.
Не менее остро, чем о дорогах, стоит вопрос о водоснабжении. Вода в районе очень плохого качества. Одну скважину-«пятисотку» в Круглоозерном уже бурим, вторую будем делать в Убинском. Если, дай Бог, получится всё, что запланировано, сделаем еще две. Четыре новых скважины за год — это будет уже заметная прибавка. Добавьте к этому еще 2,5 километра водопровода в Гандичевском да водопроводы в Кундране, на территории Раисинского сельсовета…
— Для одного сезона, да ещё в условиях кризиса, это, пожалуй, очень неплохо…
— Кризис не кризис, а надо работать, действовать. Вот и стараемся.
— Сегодня пятница, единый день приема граждан. По официальному расписанию ваш рабочий день еще не начался, но к приемной уже подходят люди. С какими проблемами чаще всего обращаются к вам жители района?
— Таких проблем очень много. Люди обращаются и за материальной помощью, и с просьбами отремонтировать жилье, выделить средства на лечение. К сожалению, чаще всего мы не в состоянии оказать существенную помощь, но пытаемся, делаем всё, что можем.
— Сейчас очень многие публичные политики даже не говорят, а кричат, что в России народной власти нет. Тем не менее районных глав у нас не назначают, а избирают — всем миром. Считаете ли вы себя народной властью и что в вашем понимании это означает?
— Эх, было бы у нас в бюджете много денег, точно был бы я народной властью — чтобы для народа можно было бы делать всё, в чём люди по-настоящему нуждаются. А так… И всё равно, выбрали меня люди и работать я должен для людей. Это для меня и по-человечески, и профессионально — самое главное.