Сотворение гейтсов
К мысли о том, что надо «выращивать» бизнес, Сергей Бабин пришел не от хорошей жизни. Как и большинство ученых академических институтов в «лихие» 90-е, молодые сотрудники института автоматики тоже сидели частенько без зарплаты и питались «Дошираком». Постепенно сложился неформальный союз единомышленников, ядро, которое пришло к мысли о создании структуры, чутко реагирующей на запросы рынка. В постановке вопроса суть оказалась правильной: «Не что мы можем предложить рынку, а в чем он нуждается?». Собственно, и название компании родилось из потребностей рынка. Это была первая победа идеологов компании «Инверсия-Лазеры».
Если вспомните, в то время нарождался класс предпринимателей, и даже «дикие» бизнесмены стремились защитить свою продукцию от подделок.
На свой страх и риск «Инверсия-Лазеры» предложила лазеры для изготовления голографических наклеек и этикеток, подтверждающих подлинность товара.
Новое предложение рынок моментально проглотил. Дальше компания развивалась, скажем так, эмпирическим путем до тех пор, пока поступали заказы на лазеры. Причем, с одной стороны, сотрудники компании являлись одновременно и учеными, которые не уставали выдвигать идеи, с другой — идеи эти нужно было подогнать под пожелания заказчика. А это совсем не одно и то же, когда ученый просто сидит и творит у себя в лаборатории то, что ему придет на ум.
В 2000 году поступили заказы от западных компаний на изготовление с помощью лазера уникальных фильтров для широкополосной волоконно-оптической связи. Новая технология развивалась в компании «Инверсия-Файбер» (от англ. fiber — волокно). Перспективное направление требовало детальной научной проработки, и фирма фактически профинансировала запуск нового научного направления в институте: в 2003 году была создана научная группа волоконной оптики, позднее преобразованная в лабораторию, но производство и наука держались на одних и тех же «плечах».
Пока молодые ученые сидели на «двух стульях», в 2005 году как нельзя вовремя подоспело предложение участвовать в проекте EuropeAid. Российское правительство и Европейская комиссия подписали соглашение об ускорении экономического роста в России и интенсификации инновационной деятельности Российской академии наук и создании центров коммерциализации.
«Инверсия-Файбер» отвечала всем конкурсным требованиям, а несколько специалистов отправились на европейские курсы повышения квалификации.
За границей новосибирцы обучались тому, что сейчас особенно требует наш рынок труда — инновационному менеджменту. Европейцы только не учли одного: тамошний специалист привык работать в условиях четко прописанных законов по охране интеллектуальной собственности и инновационной деятельности. В России же подобных законов просто не было. «Впрочем, и сейчас многие вопросы не решены. Хотя недавно принят 217-й закон, разрешающий создавать при бюджетных учреждениях и научных центрах малые предприятия, в реальной жизни есть серьёзные проблемы. Например, интеллектуальную собственность можно передать в малое предприятие в качестве вклада института, но получать доходы от её реализации институту пока мешают Бюджетный кодекс и действующие инструкции. Есть проблемы и с тендерами по закупкам высокотехнологичных комплектующих, особенно уникальных, когда надо иметь предложения от двух или более продавцов, а ведь это не уголь и не стулья», — рассказывает Сергей Бабин.
Наблюдения за живым инновационным процессом за рубежом расширили границы сознания. Инноваторы поняли, что от стратегии выживания нужно переходить к стратегии развития и пора формировать полноценный бизнес-инкубатор со своими штатом и оборудованием.
В течение года был создан Центр коммерциализации лазерных и волоконно-оптических технологий, участниками которого стали Институт автоматики и электрометрии СО РАН и компания «Инверсия-Файбер». По сути, получилось равное партнерство, хотя Сергей Бабин до сих пор считает центр аффилированной структурой института, утверждает, что «невозможно враз обрубить сложившиеся прочные связи».
В любом случае Центр коммерциализации лазерных и волоконно-оптических технологий выступил в качестве своеобразного буфера между институтом и малым предприятием. «Мы создали инфраструктуру: штат инженеров и менеджеров, а также оборудование для создания опытных образцов и мелкосерийного производства. Центр соединил науку и производство по принципу лаврентьевской цепочки. А главное — в центре стали подрастать дочерние предприятия — стартапы», — говорит Бабин.
…Ученые подсчитали, что время жизни инноваций составляет десять лет, потом нужны новые продукты. Когда заработал центр, Сергей Бабин пригласил туда студентов и аспирантов и предложил им новую «игрушку» — волоконную оптику.
Оптоволокно уже тогда считалось перспективным направлением. Секрет его популярности — в сверхбыстрой передаче сигнала с помощью оптоволоконных линий связи. Допустим, если ваш компьютер подключен к оптоволоконной линии, вы прочтете эту статью в считанные секунды после того, как ее разместят на сайте. Новые продукты требовались и для других отраслей народного хозяйства.
Оптоволоконные датчики эффективно предупреждают об опасности в условиях сильных электромагнитных помех — например, при работе турбогенераторов, и могли бы предотвратить аварию на Саяно-Шушенской ГЭС, если бы там стояли. Словом, обычные датчики проигрывают оптоволоконным собратьям, как «кукурузник» «Боингу».
За пять лет работы центр изготовил и поставил десятки приборов и систем для заказчиков — крупнейших производственных компаний и НИИ России, США, Канады, Японии, Сингапура, Германии, Италии, Чехии, Китая.
Параллельно центр как бизнес-инкубатор взращивал новые инновационные компании.
В рамках программы «Старт», финансируемой Фондом содействия развитию малых форм предприятий («Фонд Бортника»), были созданы ООО «Инверсия-Сенсор» и «НовоЛазер». Усилия, вложенные в них, оказались не напрасными. Оба стартапа получили «посевное» финансирование американской и канадской компаний, работающих в области сенсорной и биомедицинской промышленности. Самым зрелым детищем в стадии выхода стала «Инверсия-Сенсор», которой руководит недавний студент Иван Шелемба. Их ноу-хау — нанодатчики для мониторинга турбогенераторов, промышленных объектов, строительной и нефтегазовой индустрии. Чтобы «Инверсия-Сенсор» развернулась на полную катушку, центр решил отпустить «дочку» в объятия венчурного инвестора.
«Конечно, страшновато связываться с венчурным финансированием, все-таки самый лучший путь для компании — это саморазвитие. Но «Инверсия-Сенсор» обратилась за помощью не просто к венчурному капиталисту, а к «умному» инвестору, который хорошо знает рынок и потребности региона в датчиках, — региональному венчурному фонду. Заявка компании на получение инвестиций на уровне десятков миллионов рублей одобрена и стоит одной из первых в «листе ожидания». Для нас очень важно предоставить широкие возможности и другим стартапам — «НовоЛазеру» и «СибСенсору», находящимся пока в стадии роста и запуска, соответственно».
Что касается подготовки кадров для центра, их поставляют НГУ, НГТУ, СГГА. Студенты могут найти себе занятия по интересам — исследования в научной лаборатории или конструирование приборов для решения практических задач. Любопытно, как изменилось их мышление…
— Раньше приходили в основном студенты НГУ, такие рафинированные исследователи, ориентированные только на науку. Новое поколение более прагматичное и амбициозное. Они приходят и честно говорят, что хотят заработать денег, выстроить собственный бизнес, может быть, так же, как Билл Гейтс. Причем они не стремятся потом уехать из страны: им интересно жить и работать здесь.
— А если вам или другим участникам центра предложат переехать и стать резидентами Сколково? Там ведь возможностей больше?
— Мы не хотим туда переезжать. Полжизни потрачено на создание инфраструктуры здесь, в Новосибирске. Тем более что сейчас в Академгородке появился свой технопарк, есть поддержка со стороны ассоциации «СибАкадемИнновация», помогают областные власти, руководство института и СО РАН.
«А как же кризис?» — спросите вы. Ну, так я не случайно привела цитату самого богатого человека планеты в начале статьи. Вот только один красноречивый факт: за прошлый год общий объем продаж компаний центра вырос в полтора раза. «Питомник» для инноваторов оправдывает себя.
Стартап-компания (Start-up) (англ. — запускать) — недавно созданная компания, возможно, ещё не зарегистрированная официально, строящая свой бизнес на основе инновации, не вышедшая на рынок или едва начавшая на него выходить и обладающая ограниченным набором ресурсов. В развитии стартапов выделяют несколько стадий: посевную, запуск, рост, расширение и выход.