Важней всего погода рынка
Днем же ранее мы побывали на заготовке кормов в одном из крупнейших хозяйств — ЗАО «Решетовское». Но разговор пошел не столько о сене и сенаже, сколько о ситуации с зерном. Будет ли урожай этого года таким же обильным, как прошлой осенью?
Заготовка кормов, как, впрочем, и посевная, с недавних пор стала визуально очень скучной кампанией. Это раньше на покосе суетились десятки тракторов с косилками, граблями и стогометами, где-то в теньке дожидались своего выхода на авансцену стогоправы. А как прошло техническое перевооружение хозяйств, так и особо посмотреть не на что. Ходят по полю 2—3 пресс-подборщика и спокойно штампуют рулон за рулоном. Да и в кормоприготовлении многое изменилось — теперь сену отводят не столь весомую роль в рационе коров, как раньше. Хотя, откровенно говоря, без грубого корма пока нельзя. Особенно если он качественный. Но заготовить качественное сено — настоящее искусство.
Главный агроном «Решетовского» Валерий Гиренко подробно расписывает противоречия, с которыми сталкиваются кормозаготовители:
— В августе, — говорит он, — сено уже не того качества, кто бы что ни говорил. Да, валовку со второго укоса сделать можно, но нужно ли? А сейчас приходится изворачиваться, чтобы заготовить корм. Ведь если стоит жара, то, как правило, нет ветра и молодые качественные травы плохо сохнут. Подует ветерок — жди дождя… Словом, замкнутый круг, но нам не привыкать. Про наше хозяйство весь район знает, что мы хоть и медленно запрягаем, но потом быстро едем.
А «быстро ехать» решетовцам в любом случае придется. Мало того, что для общественного животноводства (а это без малого 1000 коров) необходимо 31 тысячу центнеров заготовить, так еще и частникам 39 тысяч центнеров сена. Решёты в этом смысле село редкостное, таких в области с каждым годом всё меньше. Но здесь и молодежь, и старики не отказываются от личного подворья: иметь 2—3 коровы — в порядке вещей. Поэтому «кормачам» придется покрутиться, чтобы обеспечить односельчан на зиму.
За окном машины мелькают кукурузные и хлебные поля. Начальник управления сельского хозяйства Кочковского района Николай Фисун и агроном Гиренко оценивают виды на урожай как «нормальные», вот только бы дожди прошли. Но если агронома традиционно оценивают по итоговой урожайности, то директору хозяйства Владимиру Прохоренко (кстати, также агроному в недавнем прошлом) больше приходится размышлять об экономике. На складах хозяйства еще солидное количество зерна, а уже нужно думать о размещении нового урожая.
— Честно говоря, — объясняет Владимир Николаевич, — у нас в «Решетовском» проблема со складами стоит не так остро, но ведь во многих хозяйствах просто за голову хватаются: к старому зерну новое не подсыплешь, а продавать за бесценок можно только в крайнем случае.
— То есть нынешние цены вас категорически не устраивают?
— Цены прогрессируют: недавно было 2700 рублей за тонну пшеницы, сейчас — 3500 рублей. Но это совершенно не тот уровень, на который мы согласны. У нас до сих пор есть 3,5 тысячи тонн зерна, которое можно продать, но приемлемой ценой я считаю, как минимум, 5000 рублей за тонну. Но продать за столько — огромнейшая удача! О чем говорить, если на разнице предполагаемых и реальных цен на зерно мы потеряли на прошлогоднем урожае около 40 миллионов рублей. И поймите, что это были деньги, на которые хозяйство очень рассчитывало.
— Какие предчувствия по новому урожаю: цена, спрос?
— На чужом горе своего счастья не построишь, но сегодня складывается именно такая ситуация. Небывалая засуха в Европейской части России оставила практически без хлеба около 20 традиционно плодородных регионов. Есть надежда, что сибирское зерно будет востребовано, тем более что два года подряд при подобной ценовой конъюнктуре выдержать невероятно тяжело. Даже при продуктивно работающем животноводстве. Что ж, будем работать и надеяться на лучшее — как всегда!
Специалисты еще месяц назад говорили, что прошлогоднего урожая зерна (без малого 4 миллиона тонн) в 2010 году достичь не удастся. Но в любом случае КПД сибирских нив будет гораздо выше, чем в пожженных солнцем регионах. По логике, и цена должна быть высокой. К началу уборки зерновых, которая совсем не за горами, крестьяне подходят именно с этой надеждой.