У «землянки» новый адрес
— Тесно у нас, — жаловалась и директор Елена Ибрагимова. — Очень много замечательных, интересных вещей и предметов находится в запаснике. Однако уже в то время шел разговор, что музей скоро справит новоселье, переедет в новое здание, которое перед этим отремонтируют, приведут в надлежащий вид. И вот свершилось. Всего две цифры. Если в старом музее полезной площади было сто квадратных метров, то в новом — двести пять. Елена Валерьевна не находит слов, чтобы отблагодарить главу района Виктора Губера, стараниями и усилиями которого и было сделано это доброе дело.
Очень тщательно и любовно оборудовали зал Великой Отечественной войны. Поселковая администрация не поскупилась и выделила немалую сумму денег для покупки оборудования, в первую очередь мебели: стендов, шкафов, стульев, кресел. Все это заказали в селе Красном местному предпринимателю Владимиру Фуру. Уже несколько лет он занимается мебельным бизнесом, который организовал в селе, на своей, как мы говорим, исторической родине, хотя сам живет в Новосибирске.
Немало очень интересных экспонатов принесли сами фронтовики. Конечно, один из самых замечательных — это комсомольский билет Василия Ивановича Кайгародова, простреленный фашистской пулей. Он сохранился в кармане у бойца вместе с металлическим портсигаром, благодаря чему воин остался жив. Дмитрий Михайлович Лукьянов подарил солдатский медальон. Родственники живых и погибших солдат Великой Отечественной несли в музей, ставший поистине народным, боевые награды, обмундирование и многое другое. Чего стоит одна солдатская шинель Константина Ивановича Дубровина, в которой он прошел всю войну.
В День Победы — 9 Мая в новом зале было шумно и многолюдно. Бывшие солдаты пришли с родственниками, со своими внуками и внучками, пожаловало все районное и поселковое начальство вместе с главой района Виктором Губером. Вспоминали о годах войны, о боях и походах, чествовали мертвых и живых.
Между прочим, в чановском музее, как и в татарском, есть солдатская землянка, площадь позволяет. Тут жарко топится буржуйка, раскаленная докрасна с помощью электрической подсветки. Это как поется в знаменитой песне: «Бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза...» И гармонь тоже есть, вообще все солдатские атрибуты: каски, фляжки, личные вещи фронтовиков, рассказывающие о нехитром походном быте воинов.
Работники музея побывали во многих селах и деревнях района, собирая воспоминания, привозя из своих походов и богатые «вещдоки», предметы солдатского обихода. Между прочим, на курорте Карачи во время войны был развернут госпиталь, где лечили раненых солдат и офицеров. Это позволило собрать много дополнительного и очень интересного материала военных лет. Вообще работники музея знают очень много занимательных историй о своих земляках, солдатах большой войны. Обязательно расскажут, к примеру, про Леонида Ивановича Мелкозерова, который, чтобы уйти на фронт, приписал себе несколько лет.
В музее есть огромная панорама боя с макетом солдата, и ею Елена Валерьевна очень гордится.
Война, победа занимают в музее центральное место, но не забыт и тыл, русский быт военных и довоенных лет. Вот простая крестьянская изба, огромная русская печь, полати. В печи варится каша в простом чугунке. А вот комната пятидесятых годов: комод, тумбочки, знаменитые слоники, герань на подоконнике. Помните, именно все так и было.
— Мы специально ездили в деревни, — говорит Ибрагимова, — чтобы скопировать сельский быт в точности, вели беседы с бабушками и дедушками, сохранившими светлую память и ясный ум. Добавляет, что дети, школьники, которые особенно часто бывают в музее, с большим интересом знакомятся с жизнью своих дальних предков, и это кажется им очень интересным, удивительным. Ведь в самом деле, разве встретишь сейчас, особенно в райцентре, дом, где были бы русская печь, полати, на которых спят дети и взрослые, лавки по периметру избы. Наш быт за последние десятилетия изменился коренным образом, и причем в лучшую сторону. Особенно примечательно, как отмечают работники музея, что к ним зачастили отдыхающие из курорта Карачи, который постепенно возрождается, набирает обороты. Приезжают в Чаны целыми группами — и сразу в музей.
— У нас есть и раритеты, — дополняет рассказ директора старший хранитель фондов Наталья Ситникова. — Это в первую очередь огромные, от пола до потолка, часы. Как мы полагаем, попали к нам из какой-то старинной дворянской усадьбы. А каким образом, пока не ведаем и все пытаемся дознаться. Еще есть редкая и дорогая икона семнадцатого века. Полагаем, что вещь эта чрезвычайно интересная. Подарили ее нам тоже ветераны войны, спасибо им за это преогромное.
В этом году Чановский район отмечает свой 85-летний юбилей. Тем, кто интересуется историей свой малой родины, будет интересно знать, кто стоял у истоков района, кто им руководил: поселком, сельскохозяйственными организациями-коммунами, колхозами и совхозами. Чем богата природа района, что водится в знаменитом озере Чаны, какая рыба, и многое, многое другое. Есть даже уголок местной пожарной охраны. Пожарная помпа, извлеченная из металлолома и приведенная в порядок самими пожарными.
Одним словом, всякий, кто придет в музей, найдет здесь много интересного для себя. А что касается новоселья, с которого мы и начали рассказ, то Елена Валерьевна снова заикается о тесноте: истории нужно пространство.