Дорога первой категории
А второй этап первой очереди строительства Северного обхода осуществляется сейчас. Работа идет на нескольких участках. Пусковой комплекс № 10 трассы намечается сдать в текущем году.
Стройка федерального значения, очень важная не только для Новосибирской области, но и для всего Сибирского федерального округа, да и страны, поражает своим размахом. Силы здесь сосредоточены большие: задействованы и подрядчики, и субподрядчики. Автодорога будет первой технической категории.
На ее строительстве побывал губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. Вместе с руководителями ряда организаций Виктор Александрович обсудил ход работ.
Северный обход Новосибирска — это участок от села Прокудского до поселка Сокур с мостовым переходом через реку Обь у Красного Яра автомобильной дороги Омск — Новосибирск. Эксперты считают этот проект строительства самым крупным в дорожной сфере всей Западной Сибири.
Громадная стройка федерального значения началась с десяток лет назад по президентской программе «Дороги России». Предусматривалось проложить совершенно новый участок трассы, протяженность которого составит 76,5 километра. Работа идет круглогодично, но самое благодатное время — лето. Первый этап первой очереди строительства автодороги длиной в 50 километров с шестью транспортными развязками, семью путепроводами и семью мостами, включая мостовой переход через реку Обь, сдан в эксплуатацию осенью 2008 года. Это позволило в летнее время вывести с улиц Новосибирска более шести тысяч единиц транзитного транспорта в сутки.
И вот уже ровно год федеральное управление автодорог «Сибирь» ведет строительство второго этапа первой очереди Северного обхода. Это пусковые комплексы № 10, № 11 и № 12. Общая протяженность всех трех — 26,5 километра автодороги первой технической категории. Осенью 2010 года намечается пустить в строй комплекс № 10 трассы. Работы здесь ведутся полным ходом, причем опережающими темпами. В этом огромная роль не только федеральных, но и областных властей. На строительстве побывал губернатор Виктор Толоконский.
Строящиеся километры трассы — за временно установленным шлагбаумом в районе так называемой Пашинской развязки. Выйдя из машины, губернатор, ни минуты не медля, направляется к стенду-схеме перспективного развития автомобильных дорог для обхода Новосибирска. Пояснения дает первый заместитель начальника федерального управления автодорог «Сибирь» Сергей Титов:
— Протяженность участка десятого пускового комплекса — 11,2 километра. По той программе, которая утверждена правительством страны, окончание всего строительства запланировано на 2013 год. Мы, набрав хорошие темпы, готовы ввести в эксплуатацию весь Северный обход в 2012 году, если будет изменено финансирование — перенесено, соответственно, с 2013 на 2012 и 2011 годы. Такие изменения возможны, мы передавали свои предложения руководителям федерального дорожного агентства и Министерства транспорта Российской Федерации во время их приезда в Новосибирск. На 2010 год уже выделено один миллиард 645 миллионов рублей. Дополнительно в этом году можем получить триста миллионов рублей.
Далее — поездка по разным строительным точкам. Размах стройки впечатляет. Трасса прокладывается там, где раньше дороги не было. То и дело проходят большие самосвалы, груженные песком и другими строительными материалами. Утюжат основание дороги тяжелые катки. А это грунтосмесительная установка для выпуска пескоцементной смеси. Работает бетоноукладчик.
Прямо у будущей трассы смонтирован из модульного оборудования завод, вырабатывающий смеси для укладки дорожного полотна. Таких заводов тут не один. Ширина дороги составит ни много ни мало 18,5 метра плюс разделительная полоса с установкой на ней железобетонных блоков под названием «нью джерси». Вон они, по обочине, дожидаются своего часа, чтобы разместиться на постоянном месте и в будущем обезопасить транспорт от неприятных ситуаций.
Но что всё-таки означает термин «автодорога первой технической категории»? На этот вопрос отвечает технический директор строительной компании «Фэцит», выступающей в роли субподрядчика, Вадим Тимошенко:
— Прежде всего это очень сильная конструкция дорожной одежды. Верхний слой — 24 сантиметра цементно-бетонного покрытия, ниже — выравнивающий слой черного песка, пескоцементное основание — 22 сантиметра и порядка 64 сантиметров подстилающего слоя из песка. Общая толщина дорожной одежды — один метр двенадцать сантиметров.
Вот это одёжка! Сколько же она прослужит транспорту, а значит, и людям? Оказывается, строители гарантируют, как минимум, 18 — 20 лет работы дорожного полотна без капитального ремонта. Само собой понятно, что при необходимом постоянном уходе, который требуется любой трассе во все месяцы года.
— А зачем асфальт-то кладут под слой цементобетона?
— Это не асфальт, — улыбается начальник отдела по работе с подрядными организациями акционерного общества «Сибмост» Алексей Двойничников. — Мы этот слой называем черным песком. Это обычный строительный песок, смешанный с пятью процентами битума. Черный песок готовят на установке здесь же, привозят, прикатывают катками.
Акционерное общество «Сибмост», возглавляемое президентом Альбертом Кошкиным, — генеральный подрядчик на строительстве Северного обхода.
Сейчас, когда дорога еще в фазе строительства, можно воочию увидеть укладку, если так можно сказать, каждого слоя пирога дорожной одежды… Самым внушительным и обнадеживающим в прочности смотрится верхний 24-сантиметровый слой.
— Межремонтные сроки этого, цементно-бетонного, покрытия вдвое больше тех, что существуют при асфальтобетонном покрытии, — не без гордости заявляет представитель Федерального управления автодорог «Сибирь» Сергей Титов.
Осмотрев разные точки строительных работ, губернатор области Виктор Толоконский остается доволен увиденным. Окруженный журналистами, Виктор Александрович дает импровизированную пресс-конференцию под открытым небом:
— Как видите, Северный обход — это трасса на местности с непростым рельефом, с несколькими мостами, с рекультивацией всей прилегающей территории. Это дорога самого высокого качества, которая строится по особой технологии, где очень важна долговечность. Используются современные механизмы. На стройке в 2010 году занято около тысячи человек. Дорога действительно строится с опережением тех сроков, которые намечались федеральной целевой программой. Потребуется сдвинуть финансирование с 2013 года на предыдущие годы. Думаю, что окончательная сдача объекта произойдет в 2012 году, но для этого мы хотим уже в 2010 году сделать очень серьезный ввод объектов. До существующей трассы в районе села Мочище — три километра. Через неделю начнем прокладку туда дороги и примерно за пять недель пройдем эти три километра. Участок до Мочище запустим уже в этом году! И тогда весь поток транспорта со старой дороги пойдет на новую трассу по направлению прямо на село Прокудское, минуя Новосибирск и Мочище. Узкая горловина у Мочище, Барлака и поселка Октябрьского больше не будет препятствием для многочисленного транзитного транспорта. По новой трассе поедут и дачники. Люди видят, как быстро строится новый участок трассы. Эта часть территории, прилегающая к Новосибирску, будет интенсивно развиваться — прирастать и жильем, и производством, и инфраструктурными объектами.
Виктор Александрович признается, что ощутил дыхание большой стройки, на которой работает до 15 подрядных организаций, субподрядчики:
— У меня улучшается настроение, когда я вижу такую масштабную, профессиональную работу. Вся оставшаяся дорога стоит, если я не ошибаюсь, пять миллиардов девятьсот миллионов рублей. За год мы осваиваем 1,6 миллиарда рублей, и нам надо выигрывать время. Бюджет в ближайшие годы будет, конечно, формироваться непросто. Экономика еще не позволяет того, чтобы он резко прирастал, но руководство страны ставит задачу усиления сбалансированности федерального бюджета. Надеюсь, этого удастся достичь. Что касается нашей территории, то полтора месяца назад на сессии областного Совета депутатов были приняты поправки в областной бюджет. Отрезок в три километра от Мочище мы строим за счет областного бюджета — на выделенные 60 миллионов рублей. Здесь будет хорошая транспортная развязка. Дорога должна начать работать уже в 2010 году.