Готовь школу летом!
— Конечно же, один из традиционных приоритетов летней работы — ремонт, как текущий, так и капитальный. В нашей области более 1100 школ, и при таких масштабах необходимость что-то ремонтировать накапливается постоянно.
Благодаря пристальному и постоянному мониторингу ситуации к поре летних ремонтов руководство образования готовится заранее: составляются проекты, аккумулируются финансы, с тем чтобы, как только ученики покинули школьные стены и растворились в солнечном свете каникул, начать необходимые работы. Ведь в этом — ремонтном — смысле сибирское лето вдвойне коротко.
— Зачастую требует ремонта лишь какая-то часть здания, какая-то система, но, разумеется, порой требуется и комплексный ремонт, капитальный со всех точек зрения, — комментирует Александр Янин.
Всего в этом году разной степени обновления подвергнутся 482 образовательных учреждения Новосибирской области. При суммарном финансировании на них в 640 млн рублей в зависимости от необходимого объема работ требуется и разная сумма на каждый конкретный объект: от 200 тысяч до 5 млн рублей.
Однако есть 16 школ, требующих более пристального внимания, ремонт которых стоит на особом контроле. Пример — Петровская школа Ордынского района, на капитальное обновление которой потребовалось около 30 млн рублей. Впрочем, внушительное финансирование обернется сторицей: в сентябре школа распахнет свои двери для учеников.
— Еще одно серьезнейшее направление нашей работы — строительство новых зданий, — говорит Александр Янин. — Пять-десять новых школ запускаются ежегодно.
В этом году ожидается ввод в эксплуатацию новых школ в Каргате, Купино, Завьялово (Искитимский район), в селе Большой Изырак Маслянинского района.
Активно идет реализация областной программы «Школьное окно». Благодаря выделенным 200 млн рублей 160 школ уже этим летом частично или полностью обновят свои деревянные окна на современные пластиковые стеклопакеты. Работа запланирована на три года, и есть твердая уверенность, что за этот срок все школы, где есть такая необходимость, обновят свои старые окна.
— Окно — это не только внешний вид, но и тепло, экономия теплоресурсов, иной уровень освещенности — одним словом: комплексное обновление для школы, — констатирует Александр Янин.
Ведется и подготовка отопительного хозяйства, хотя сейчас, в июле, и кажется, что зима еще очень и очень далеко. Проводится ремонт тех из 264 котельных, где это требуется, идет заготовка угля, которого образовательным учреждениям потребуется 57 тысяч тонн.
Не остаются в стороне и вопросы, касающиеся непосредственно образовательного процесса. Решаются кадровые вопросы, уточняются «карты полетов» относительно содержания образования, продолжается оптимизация сети образовательных учреждений области.
Впрочем, необходимо отметить, что вопрос оптимизации — комплексный, требующий одновременного внимания ко множеству аспектов. Во-первых, ключевое место занимает подвоз ребятишек. На сегодняшний день парк школьных автобусов по области составляет более 500 автобусов, которые подвозят более 10 тысяч детей. А ведь каждую машину необходимо проверить на соответствие по целому ряду позиций, среди которых одна из главных — безопасность учеников. Во-вторых, подвоз неизбежно влечет за собой пристальное внимание к вопросам развития дорожной сети, по которой поедут в сентябре привычные для сельских районов Новосибирской области желтенькие автобусы. Стоит ли говорить, что лето — идеальная пора для конструктивной работы в этом направлении. В-третьих, идет дальнейшее усиление опорных школ, которые в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования получили оборудование для более чем 1300 специализированных кабинетов, что явилось не просто весомым, но этапным шагом в данном направлении.
— В конечном итоге вся эта работа направлена на максимально качественное и доступное образование для школьников нашей области, которое они могут получить вне зависимости от того, где живет их семья, — замечает Александр Янин.
Также лето является наиболее оптимальным временем для решения вопросов, связанных с лицензированием образовательных учреждений. На сегодняшний день, по словам Александра Янина, урегулирование по этому направлению требуется в Кочковском, Доволенском, Искитимском, Новосибирском и некоторых других районах.
Под пристальным контролем и дошкольные учреждения образования. В них тоже идет ремонт зданий, комплексная подготовка к новому учебному году, но есть и нюансы, характерные только для детских садов.
— Востребованность дошкольных учреждений образования резко возросла, — говорит Александр Янин. — Всего в области на данный момент существует около 1 тысячи детских садов на общее число мест около 100 тысяч. Впрочем, ситуацию, кроме всего прочего, осложняет ажиотаж в этой сфере — на очередь в детский садик родители становятся чуть ли не с рождения ребенка.
Однако областные власти решительно и конструктивно подходят к исправлению существующего дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях. Так, продолжается работа по возвращению детских садов, используемых арендаторами не по назначению. Проводится активная работа по открытию детсадовских групп в школах, разумеется, с предельно четким выполнением всех норм, в том числе и санитарных. Такой путь позволяет не только снизить остроту нехватки мест, но и попутно решать вопросы социализации ребенка, который теперь имеет возможность не сидеть дома с бабушкой и дедушкой, а общаться со сверстниками в детсадовской группе.
Председатель управляющего совета новосибирской гимназии №1 Раиса Салмина, дополняя рассказ Александра Янина, обратила внимание на культурный аспект работы, предваряющей подготовку к учебному году:
— Важно понимание в среде родителей, учеников, что порой проще сохранять то, что уже есть, чем каждый год белить-красить-ремонтировать одно и то же. Во многих школах есть целые династии учеников, где через школьные стены прошли и бабушки, и мамы, и дети, а теперь придет и следующее поколение. Благодаря этому возможно, я считаю, воспитать бережное отношение к материальной культуре школы, которая для всех из нас на определенном этапе жизни является вторым домом.