USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«И день Победы был для них днем скорби…»

Подготовила Светлана ГАВРИЛОВА. Фото из семейного архива Александра БУБНОВА.
Довоенное фото, на котором изображена вся семья Петровых. Дед Михаил держит на руках дочку Надежду, слева от него его жена Агриппина Николаевна. Левее бабушки мачеха Михаила — Василиса Евстигнеевна. В верхнем ряду старшая дочь Евгения.
Довоенное фото, на котором изображена вся семья Петровых. Дед Михаил держит на руках дочку Надежду, слева от него его жена Агриппина Николаевна. Левее бабушки мачеха Михаила — Василиса Евстигнеевна. В верхнем ряду старшая дочь Евгения.

Письмо первое.
Добрый день, уважаемая редакция!

Обращается к вам Александр Алексеевич Бубнов, проживающий в поселке Шексна Вологодской области. Уже два года я разыскиваю своего деда, пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны. Весной этого года я узнал, что дед был найден по медальону в августе 2001 года поисковым отрядом «МГиВ» из Новосибирска и перезахоронен. Много информации пересмотрел в интернете, чтобы связаться с поисковиками, но так и не смог установить с ними контакт. Ваша газета в номере за 7 мая этого года опубликовала списки найденных солдат, где я увидел фамилию моего деда под номером 53. Это Петров Михаил Ефимович, 1913 года рождения. В газете был указан точный адрес, по которому и сейчас проживает моя бабушка (жена Михаила) Петрова Агриппина Николаевна. В медальоне указана Ивановская область, хотя должна быть Владимирская. Но, оказывается, в 1941 году область действительно называлась Ивановской, а переименование произошло в 1944 году.

Живы и дочери Михаила Петрова. Одна из них — моя мать, Евгения Михайловна Бубнова. Прошу вас, помогите связаться с поисковиками. Очень хочется узнать, где находится могила деда и обязательно туда съездить.

Письмо второе.
Добрый день, Светлана Геннадьевна!

Мы созвонились с Натальей Изотовной (Наталья Некрасова, руководитель экспедиции «Поиск — МГиВ» Сибирского кадетского корпуса. — Ред.) и договорились встретиться в августе этого года в Погостье Ленинградской области, где похоронен дед.

Вы спрашивали меня, как я вышел на «Советскую Сибирь». Мысли заняться поиском не вернувшихся с войны близких родственников появились давно, просто я не знал, с чего начать. А с войны в нашей семье не вернулись старший брат моего отца — Василий Бубнов и отец моей мамы — дед Михаил. В 2007-м я случайно вышел на сайт soldat.ru, где и познакомился на форуме с поисковиками. После консультации с ними мне удалось установить место захоронения Василия, и летом 2008 года мы вместе с сыном ездили на братское кладбище в город Невель Псковской области.

Гораздо сложнее оказалось найти деда Михаила. Документы из военкомата на него были датированы 1947 годом, в них описывались две версии гибели. По первой — он пропал без вести в 1943 году, по второй — умер в одном из госпиталей Томска.

Вначале я сделал запрос в Музей военно-медицинских документов города Санкт-Петербурга, где мне посоветовали обратиться в Центральный архив Министерства обороны города Подольска. Бумаги в ЦАМО «ходили» около года, и я потерял уже всякую надежду. Тогда через интернет связался с государственным архивом Томской области. Его директор Анастасия Караваева неделю работала со мной и впоследствии помогла вымарать неточную версию нахождения деда в томском госпитале, за что ей бесконечно благодарен. Михаил Петров там действительно находился на лечении в свое время, но отчество было другим, следовательно, речь шла об однофамильце.

Анастасия подсказала мне продолжить поиск по книге «Имена из солдатских медальонов», где отмечено, как нашелся дед. Так я узнал про «МГиВ». Дальше были поиски их отчетов и контактов. В интернете познакомился с вашей газетой, а спустя некоторое время нашел на вашем сайте списки найденных поисковиками солдат. И очень доволен результатом и добрым отношением сибиряков.

Письмо третье.
Добрый вечер, Светлана Геннадьевна! Вы попросили меня написать немного о моём деде Михаиле Петрове. Несколько лет я пытаюсь составить родословную нашей семьи. Хочется передать ее своим детям, чтобы они продолжили и знали свои корни. К сожалению, источников информации становится все меньше.

О деде Михаиле я знаю немного. Несмотря на то, что моя мама тогда была совсем ребенком, она помнит, как перед уходом на фронт отец поднял её на руки и сказал: «Теперь ты будешь старшая». Так и вышло. Поскольку жена Михаила, бабушка Агриппина, или Гриппа, всё время пропадала на скотном дворе (она работала дояркой), на плечи старшей дочери легли и уход за младшими, и хозяйство.

По словам бабушки, сам дед Михаил с малых лет остался без матери. Родился он в 1913 году, но мать умерла через три года, и отец женился вторично на очень доброй женщине Василисе Евстигнеевне, которая и воспитывала Михаила.

В 20 лет Михаил женился на Агриппине, которой едва исполнилось 17. В деревне Малое Каринское Александровского района Ивановской области они построили дом и оба работали в колхозе. Дед был работящий деревенский мужик.

Мобилизовали Михаила Петрова в июле 1941 года, а связь с ним оборвалась уже в ноябре. Погиб он, когда ему было 28 лет, и бабушка Гриппа осталась вдовой. На руках у нее были родившийся после ухода на фронт Михаила сын и две дочери, 1934 и 1939 годов рождения, да еще старая бабушка Василиса. Отец Михаила к тому времени умер.

…Из рассказов бабушки Гриппы я особенно запомнил один момент. Дед и на фронте переживал за семью, писал, чтобы спрятали зерно, и советовал, как правильно это сделать. И бабушка следовала его советам. Но самым сильным воспоминанием остается 9 мая 1945 года: мама помнит, как сильно в этот день плакала бабушка Гриппа после объявления Победы. Плакала так, что родные боялись, как бы она не тронулась умом. И день Победы был для них днём скорби…

…Потом родные пытались искать Михаила, неоднократно обращались в местный военкомат и получали один стандартный ответ: «Пропал без вести». Вот и все, что у меня осталось в памяти из рассказов о моём деде Михаиле.

…Сейчас, когда бабушка Гриппа узнала, что дед нашелся, она печалится об одном: что не придется ей побывать на его могиле. Ведь она совсем не ходит. Но моей маме 75 лет, и я собираюсь свозить её на могилу отца...

…Мне потребовалось два года на то, чтобы установить истину. Много хороших и добрых людей я встретил на этом пути. Кто советом, кто делом помогал найти деда. Особенно я благодарен поисковикам из «МГиВ» и лично Наталье Некрасовой за их тяжелый, но благородный труд.

А то, что ваша газета опубликовала списки не только сибиряков, на мой взгляд, сделано абсолютно правильно. Для тех, кто ищет своих без вести пропавших родных, это еще одна из ниточек. И вообще люди должны знать масштабы потерь, ту цену, которую заплатили наши близкие за Победу.

Фотографии статьи
Вечная память героям службы.
Вы видите, каким он парнем был! Русский богатырь Михаил Петров.