На гребне первой волны
— Георгий Викторович, ожидается ли сумятица с приемом абитуриентов, как в прошлом году? Или благодаря новым правилам хаоса удастся избежать?
— Наверное, суеты будет поменьше, поскольку в прошлом году никаких ограничений по количеству заявлений не было. Сейчас абитуриент может подавать заявления только в пять вузов и на три специальности внутри вуза. В прошлом году у нас доходило до того, что человек приходил и писал 14 заявлений! СМИ тогда упирали на то, что появилось очень много льготников, но причины этого нигде не объяснялись. Как и все прочие ребята, льготники записывались на много-много направлений. И, поскольку льготников по нескольку раз регистрировали, статистически их стало больше, чем на самом деле. Я же лично говорил многим льготникам: «Выбери себе направление, и все, мы тебя возьмем без экзаменов; куда подашь документы, туда ты и зачисляешься». А они все равно подавали документы на несколько факультетов! Получалось, что они занимали несколько мест; в результате ребята ниже по списку оказывались в подвешенном состоянии: вроде как на бюджетное место они не проходят, а останется ли человек на этой специальности, неизвестно… Сейчас риск такой ситуации сильно снизился.
— Какие еще значительные изменения вы могли бы отметить?
— Нынче вместо трех волн зачисления будет две. Это тоже должно внести свои положительные коррективы. В прошлом году было три волны зачисления, и это был, можно сказать, ужас для многих приемных комиссий. Каждый абитуриент приходил вместе с мамой и папой и старательно рассказывал, что он с детского садика мечтал поступить именно в этот вуз, на эту специальность и т. д. А когда закончилась первая волна и издавался приказ о зачислении, абитуриент опять прибегал вместе с родителями и говорил: «Я на самом-то деле мечтал о другом вузе, но туда не проходил, а теперь выясняется, что там куча свободных мест, отдайте мои документы!» Мы, конечно, отдавали, но тогда должны были выискивать, кого еще взять на эти места. А тем ребятам приходилось бегать и забирать документы в другом вузе… И вот эта цепная реакция шла до самого конца зачисления. Нынче две волны, и во всяком случае тянуться это будет меньше.
Но самое главное изменение — в порядке зачисления. В прошлом году мы постоянно должны были ждать, чтобы к нам пришли выпускники с высокими баллами. Притом эти ребята могли стремиться совсем в другой вуз, а к нам подавать заявления «на всякий случай». Но в рейтинговом списке они были и тем самым держали тех, кто был ниже. Сейчас мы имеем право принимать в вуз только тех, кто рекомендован к зачислению, подал оригиналы документов и сдал дополнительные экзамены. Тем самым получают преимущество люди, которые четко определились, что они идут именно в данный вуз. Даже если у них баллов меньше, чем у тех, кто не принес оригиналы документов, их мы не обязаны ждать. Если останутся свободные места, мы наберем ребят во вторую волну.
— Один из аргументов в пользу ЕГЭ — более четкая система зачисления ребят в вузы. Стало ли приемной комиссии проще работать?
— Вокруг ЕГЭ сейчас столько крика, шума и нервотрепки, потому что прежняя система устраивала всех. Она устраивала родителей и школы: учитель ученика учил, сам ему выставлял итоговую оценку, и человек выпускался с хорошими баллами в аттестате. Эта система больше подходила вузам — когда вступительные экзамены проходят одновременно, человек должен заранее выбрать университет и биться за место. Вузы могли сами выставлять оценки, регулировать уровень проходного балла, уменьшать конкурс за счет двоечников и т.д. В новой системе больше свободы у абитуриентов, поскольку именно у них есть возможность выбора.
Сейчас приемной комиссии стало проще работать в плане организации. Раньше к нам специально телевидение приезжало, когда на первый экзамен с площади перед университетом по аудиториям разводили до 2 000 человек… А теперь нам не надо рассаживать людей на экзаменах, бороться со шпаргалками и т. д. Это заботы организаторов ЕГЭ. При новой системе каждому вузу нужно больше заботиться о привлечении к себе абитуриентов. Нужно учиться работать в новых условиях.
— В вузах всегда были подготовительные курсы для поступающих, получается, что сейчас это тоже ушло в прошлое?
— Подготовительные курсы многие вузы сохраняют — это, кстати, одно из средств привлечения к себе абитуриентов. Раньше это было более актуально, потому что вступительные испытания варьировались от вуза к вузу: у каждого были свои особенности. В НГУ, например, издавались сборники экзаменационных заданий по математике за 30 лет. Можно было посмотреть и сами задания, и их решения, но тем не менее ребята стремились на курсы. Там им не только помогали решать сложные вопросы, но и гораздо шире, чем в школе, давали представление о математике.
Стараниями СМИ создается и поддерживается ажиотаж вокруг ЕГЭ. Ребята этими ЕГЭ запуганы и стремятся по-прежнему подготовиться как можно лучше. Неоднократно заявлялось, что с приходом ЕГЭ репетиторство отомрет, но посмотрите объявления — число репетиторов не уменьшилось. Во многих вузах есть курсы подготовки к ЕГЭ — естественно, ребята туда идут. Есть внутривузовские творческие экзамены — например, при поступлении на факультет журналистики ребята проходят творческий конкурс. На подготовительные курсы к нему, как и раньше, рвется народ, и даже по воскресеньям занимается. Есть дети, которые считают, что в школе преподают недостаточно хорошо, что не просто надо натаскаться к ЕГЭ, нужно иметь более глубокие знания… Вот эти ребята к нам по-прежнему приходят. И мы их ждем!