ЕГЭ лишь форма, главное — знания
— Наталья Владимировна, бытует мнение, что для тех, кто провалил ЕГЭ, закрыт путь к высшему образованию и вообще к успешной жизни. Как быть тем ребятам, которым не удалось сдать государственный аттестационный экзамен?
— Поскольку ЕГЭ — важнейший этап в жизни детей, у них есть несколько возможностей написать эти экзамены. Дети, которые не смогли сдать ЕГЭ в начале месяца, писали его в резервные дни — с 17-го по 21-е июня. Ребята, которые не смогли сдать русский или математику в июне, могут написать ЕГЭ в один из экстренных резервных дней — 8-го, 12-го или 19-го июля. Баллы за подобные «поздние» экзамены не снижаются — в случае успеха у ребят останется время, чтобы подать документы в вуз, где не нужно сдавать дополнительные экзамены.
Если учащийся не сдает ЕГЭ по русскому языку или математике, аттестат ему не выдается, поскольку это два главных, базовых экзамена, выдается лишь справка об окончании 11-ти классов. С этой справкой и аттестатом за 9 классов можно поступить в колледж и получить среднее специальное образование. Если выпускник по окончании школы просто идет работать, он может написать заявление об участии в ЕГЭ и сдать экзамен на следующий год или когда захочет.
— Но неполучение аттестата — очень веский аргумент не в пользу ЕГЭ. Так или иначе, это создает для выпускников много трудностей, которых не было еще 5 лет назад…
— Да, сегодня есть случаи, когда выпускники не получают аттестаты — в советское время и до введения ЕГЭ такого практически не было. Но даже сегодня эти случаи нельзя назвать массовыми. Несомненный плюс ЕГЭ в том, что он позволяет сразу определить свое будущее. Школьник может уже в десятом классе выбрать специальность и два года готовиться к сдаче конкретных экзаменов.
— И насколько успешно наши ребята сдали ЕГЭ в этот раз?
— Средний показатель ЕГЭ по русскому языку составил 56 баллов — на 1 балл больше, чем в прошлом. В 2009 году 6 процентов ребят не смогли набрать необходимый минимум баллов, в этот раз число несдавших снизилось до 4 процентов. По математике показатели чуть-чуть упали: в прошлом году ребята набрали в среднем 41 балл, а в этом — 40. Увы, но в этом году 10 процентов выпускников не смогли сдать математику. В 2009-м году этот показатель составил 7 процентов, и мы будем разбираться в причинах этой тенденции.
— Но с русским языком ситуация обстоит достаточно хорошо. С чем связан этот успех?
— Новосибирск был одним из тех регионов, в которых ЕГЭ был введен экспериментально. И как обязательный экзамен мы пишем русский язык уже 5 лет. У нас сложилась хорошая система подготовки, и, видимо, поэтому количество несдавших предмет все уменьшается. Ну и, конечно, русский — наш родной язык, а математика — наука сложная, не всем доступная.
— А каковы результаты остальных ЕГЭ? Есть ли приятные тенденции?
— Безусловно. В этом году 1,5 процента сдававших русский язык, математику и биологию, набрали более 80 баллов. Восемьдесят баллов получили 3 процента сдававших химию, 10 процентов сдававших информатику, 12 процентов сдававших французский и 14 процентов сдававших английский язык. В целом показатели нашей области стабильные и вполне достойные.
— А были ли в ходе экзаменов какие-то форс-мажорные случаи? Вроде громкого дела с подложенными ответами в Морозовске?
— Никаких форс-мажорных случаев, как в Ростовской области, у нас не было. Были обычные рабочие моменты — например, одна девочка написала апелляцию по процедуре проведения экзамена. В ходе разбора апелляции было принято решение, что ошибки в процедуре были, и они могли повлиять на конечный результат. В итоге результаты ЕГЭ этой девочки были аннулированы, и она пересдала экзамен в один из резервных дней.
— У противников ЕГЭ есть еще много очень веских аргументов. Например, такой: чрезмерно строгая форма бланков и огромный объем материала приводят к тому, что ребята сдают экзамен плохо просто от сильного волнения…
— Когда человек сдает классический экзамен, то он волнуется не меньше, чем при сдаче ЕГЭ. Зато на классическом экзамене есть возможность задать человеку неожиданный вопрос по какой-то очень узкоспециализированной части материала. И вот тут у ребенка гораздо больше шансов растеряться, чем при сдаче ЕГЭ, и от волнения ответить неправильно.
— Известно, что в 2010-м году процедура зачисления в вузы претерпела ряд изменений. Какое из них вы считаете самым важным?
— Основное нововведение касается ограничения по количеству вузов. Абитуриент может подавать заявления не более чем в пять вузов и не более чем на три специальности в каждом вузе. Подтверждать количество баллов по ЕГЭ не нужно — дети просто указывают его в заявлении. Сотрудники вуза имеют доступ к государственным базам данных и обязаны проверять достоверность этой информации. Если абитуриент подаст заявление в шестой вуз, то сотрудники этого вуза просто не смогут проверить результаты его ЕГЭ — в базе данных будет указано, что подано уже 5 заявок.
— На ваш взгляд, утихнут ли дискуссии вокруг ЕГЭ в ближайшее время?
— Мне кажется, что все уже свыклись с существованием ЕГЭ и понемногу перестраиваются под эту систему. Ну а то, что любая новая система требует проверки и проходит ряд изменений — это вполне естественно.