USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Как непросто просто быть...

подготовила Татьяна ШИПИЛОВА.
Алина Кикеля: «Это счастье — просто быть».
Алина Кикеля: «Это счастье — просто быть».

Хотя, надо заметить, слухи о том, что дипломница Новосибирского театрального института Алина Кикеля подготовила «потрясающий моноспектакль», распространились по городу еще ранней весной, и рекомендации «Обязательно сходите, посмотрите!» сидели в памяти острым гвоздиком — стремлением к не столь часто испытываемому театральному потрясению, катарсису, назовите как угодно то, что теперь действительно пронзило и сердце, и воображение настоящей болью…

…Высоконькая, стройная девочка в спортивных штанах со спущенными по бокам для форса бирюзовыми подтяжками и кедах как-то незаметно скользнула из зала в круг света перед зрителями и стала нести обычную подростковую околесицу: типа, Дима Билан, я пишу тебе письмо, ты не ответил на предыдущее, наверное, некогда, я тебя люблю, приезжай, будем вместе гулять, я покажу тебе окрестности, мы с подругой плетем венки из цветов и тебе сплетем… Потом этот странный (из неуклюжих слов и чувств — кого же любить, как не Билана?!) и страстный речитатив (голос ее от волнения и желания убедить далекого и, может быть, несуществующего адресата звучал музыкально) вдруг незаметно перетек в такой же путаный, но искренний стих о чем-то безнадежно неразрешимом, о том, что «ангелов на всех не хватает». И вдруг она — совершенно иначе, будто выйдя из сна, — надев при этом черную вязаную шапку («видимку»?), сказала, как отрезала: «Ну, короче, это гониво и фуфло все… Не было этого ни фига… Че, рассказать, как было?..»

И мы услышали монолог, в котором вроде бы знакомо все: корявая речь «я стою такая…», полублатной сленг, типичная история детдомовки, чью непутевую мать убил сожитель… Все, да не все: потому что в сердцевине этой «чернушной» исповеди — свет, мечта, рассказ «как я полюбила». Нет, не Диму Билана, а человека, который по долгу службы спросил: «Наташа, а какая у тебя мечта?», а еще: «Береги себя», — и дружески подержал за руку…

…Глаза, горящие то надеждой, то отчаянием и очень редко наполняющиеся слезами («я ведь не лохушка какая-нибудь, чтобы реветь», так сказала бы героиня); жест скупой, только необходимый, и голос то глухой, то ясный, звонкий — проборматывающий «неинтересное» и набирающий, кажется, непереносимое душою форте, когда речь идет о главном; ритм, пауза — вот и весь арсенал средств, который задействует — по правилам игры — в спектакле актриса, но какой сильный резонанс и как надолго остается он в зрительских сердцах!

Автор текста, который педагог Алины, режиссер Изяслав Борисов, предложил дипломнице для моноспектакля, написала двадцатишестилетняя Ярослава Пулинович из Екатеринбурга, воспитанница известного драматурга Николая Коляды (он ведет там в театральном институте курс писательского мастерства). И написанное сразу привлекло внимание многих и многих режиссеров. «Наташина мечта» поставлена в Екатеринбурге, Москве, Саратове, Красноярске, Белгороде, других городах. В нашем «Старом доме» она так и не вышла на зрителя, что-то там не сложилось с авторскими правами… И интерес театров к этому материалу вполне объясним: монолог, будучи плоть от плоти сегодняшней жизни, несет в себе традицию великой русской литературы вовсе не посылом «милость к падшим» призывать, но пристальным и объективным взглядом на конкретного человека. Как оказалось, не «маленького человека», а человека с большим достоинством и способностью по-настоящему любить. Хотя формы борьбы за это чувство неизбежно в такой ситуации продиктовал социум. То есть трагедия была предопределена. И социум, как понимаем мы на этом спектакле обостренно и ясно, — не абстракция, не обстоятельства, не судьба, это мы все, общество, которое порождает изгоев и, формально сочувствуя, по большому счету сторонится их проблем, не переменяя в этой жизни ничего…

Для юной актрисы, что пропустила свою героиню через себя (Алина даже стала писать стихи, которые абсолютно органично вошли в спектакль), роль Наташи Балашовой больше, чем роль:

— Можно сказать, моя жизнь пронизана этим спектаклем. Ты живешь, ходишь, делаешь что-то другое, а он все время с тобой, где бы ты ни был. Об этом думаешь всегда: ведь кто-то так живет, кого-то даже за руку никто не подержит… Про профессию не говорю, эта работа дала мне очень-очень много. Когда начинаешь учить этот текст или когда его читаешь, то тебя тянет его раскрашивать. И в этом фишка этого вроде бы «слабого» текста. Он всех этому обучает: ты за ним думаешь, ты должен что-то в себе иметь, чтобы играть его. Ты учишься что-то иметь, а не просто играть.

— Про Наташину мечту мы сегодня узнали, а какая мечта у Алины?

— Быть. Просто быть.

* * *
За моноспектакль «Наташина мечта» на фестивале «Будущее театральной России», что проходил в апреле 2010 года в Ярославле, студентка НГТИ Алина Кикеля (художественный руководитель курса Александр Зубов) удостоена премии Союза театральных деятелей имени Михаила Царева.