Манёвры с эффектом
Но ясно: от того, как грамотно и быстро отреагирует на происшествие персонал, пребывающий на рабочем месте, зависит степень целостности и сохранности объекта. Оперативный сигнал — и в зону бедствия один за другим летят пожарные расчеты, подключая к делу как основную технику (автоцистерны), так и специальную (аварийно-спасательную, автомобили газодымозащитной службы и т. д.). Всего около десяти единиц. Мастерство и слаженность действий наших огнеборцев приводят в итоге к искомому результату. Очаг локализован. Огонь усмирен. И лишь случайные очевидцы-прохожие отделались мимолетным испугом…
К счастью, никакого пожара на самом деле не было. А были учения, в которых принял участие ряд пожарных подразделений Новосибирска. «Это одно из наших плановых мероприятий, — рассказывает заместитель начальника управления организации пожаротушения ГУ МЧС России по Новосибирской области Дмитрий Ярцев. — Согласно тактическому замыслу, загорелся один из залов, расположенных в торгово-развлекательном центре «Сибирский молл» на первом этаже. По ходу учений подразделения показали, как правильно и оперативно провести все необходимые для данного случая действия. Также организовали работу с использованием звеньев газодымозащитной службы, чтобы проверить все остальные помещения центра на наличие людей. Условная причина возгорания — неправильная эксплуатация электроприборов. Причина это довольно распространенная. И человеческий фактор, как правило, в подобных ситуациях имеет место, несмотря на профилактическую работу, проводимую с руководителями организаций».
«Сибирский молл» — центр относительно новый (открылся в августе 2008 года). Грандиозный, трехуровневый, густо начиненный: залы для торговли и развлечений в общей сложности заняли площадь в 67 тысяч квадратных метров. Само собой разумеется, что такие гиганты, еще и многофункциональные, неизбежно предусматривающие огромное скопление людей, в обязательном порядке входят в зону особого внимания МЧС. Стоит ли говорить, насколько это профилактически важное дело — отработка там действий по тушению огня, поиску и эвакуации людей, а также ознакомление руководства пожарных подразделений с планировкой того или иного объекта (что программой учений предусмотрено). Не дай бог реальное ЧП — бригада прибудет по сигналу тревоги, в определенной мере уже ориентируясь в обстановке, зная, как здание сконструировано, какие там имеются закутки-лабиринты и прочее.
«Несомненно, сотрудникам пожарной охраны надо бывать на всех вновь построенных объектах, тем более таких масштабных, — подтверждает подполковник Ярцев. — При постановке задач руководителям районных пожарных частей всегда делается акцент на то, чтобы подобные объекты целенаправленно изучались. Конечно, полезны эти мероприятия и для администраций объектов. Обычно мы работаем с ними в контакте, обращаем их внимание на то, что вообще может произойти, даем те или иные советы, наставления, руководство к действию в чрезвычайных ситуациях».
Учения пожарных к тому же производят на сопричастных мощный психологический эффект. Ибо сотрудники тех предприятий и организаций, где все происходит, подчас невольно вздрагивают, завидев свой объект в окружении грозных ярко-красных машин. Еще и страшно воющих! Миг — и полное боевое развертывание, действия пожарных расчетов абсолютно уже не напоминают игру... В гуще же этих событий оказавшись, трудно не почувствовать реальную атмосферу ЧП. И не зарубить себе на носу досконально: что-то подобное допустить — не дай бог! Словом, как подчеркивают специалисты МЧС, на укрепление бдительности гражданских лиц такие маневры в той или иной степени тоже работают. И хорошо бы (в идеале) сделать эту степень как можно выше, а маневры использовать за пределами учебной программы как можно реже.
Будем стараться?