Крестьяне играют в «хлебную рулетку»
Если каждый год подкидывает тебе все новые и новые сюрпризы, поневоле научишься реагировать на них с олимпийским спокойствием. Тем более что все зависящее от людей было в полном наличии: семена, горючее, рабочие руки, классная техника. Необходимость работать круглосуточно, когда позволяет погода, — также не вопрос. Перед началом посевной было много вопросов и открытых возмущений: а нужен ли нам этот сев, если конечный результат — продовольственное зерно — так и лежит на складах? Но крестьянская жилка взяла верх над эмоциями — все вышли в поле. Хотя, как признаются многие, ощущения, как при входе в казино: неизвестно, уйдешь ли миллионером или придется снимать последнюю рубашку. Но, повторюсь, хлеборобы и в этой игре научились ловить свои шансы.
На полях акционерного общества «Раздольное» Коченевского района активности чуть больше, чем в пустыне. Сопровождаемый стаей грачей курсирует где-то вдали посевной комплекс, да у кромки поля ждет своего часа водитель грузовика, заправляющий бункер зерном. И всё… Разве что агроном иногда заглянет, но это так, по привычке, потому что контролировать особо нечего. Это еще лет десять назад, да даже и пять, если уж отделение выезжало на сев, то чуть ли не целый лагерь разбивался. Тут и техпомощь в обязательном порядке, а уж обеденный перерыв превращался в целый ритуал. Теперь же налицо, и не только в «Раздольном», итоги областной программы технического перевооружения сельхозпредприятий, ударно отгремевшей в последние три года. На смену четырем-пяти отечественным трудягам-сеялкам пришли монументальные импортные гиганты, которые и стерню вспашут, посеют и заборонуют за один присест. Эффективно и экономно, хотя некий дух коллективного творчества, конечно, с полей ушел.
Глядя на это монотонное «одиночное плавание» мощной сеялки с захватом 16 метров (где-то неподалеку сеет зерновые еще одна такая же), трудно даже представить, что «Раздольное», с его 5200-ми гектарами зернового клина и 60% выполненных работ (по состоянию на 24 мая), является одним из лидеров в районе. У лидеров по идее все должно бурлить, а здесь, повторюсь, полное спокойствие. А его наивысшим олицетворением является директор сельхозпредприятия Николай Чичихин. Заслуженный агроном России, в последние годы с головой ушедший в животноводство. Если в полеводстве лидерство «Раздольного» еще могут оспорить другие хозяйства района, то в производстве молока в последнее время в спину никто не дышит.
Хладнокровие Николая Аркадьевича можно понять, хотя на складах до сих пор лежит 4000 тонн товарного зерна урожая 2009 года. Технологические новшества в животноводстве позволили хозяйству только за первые четыре месяца этого года на 300 килограммов увеличить валовой надой на одну корову по сравнению с 2009-м. Чтобы не путаться в сложных вычислениях, то это на 3 тонны, или на 30 тысяч рублей, больше ежедневно. Совсем нелишний ежемесячный миллион в кармане хозяйства позволяет не отдавать свою продукцию за бесценок. Но ведь во всей области таких хозяйств отнюдь не большинство. И когда даже благополучное хозяйство сокращает посевные площади зерновых более чем на 20% (с 6700 до 5200 гектаров), это о чем-то говорит?
— Давным-давно мы поняли, — говорит Чичихин, — как и множество наших коллег, что ждать особой помощи со стороны — пустое занятие. Есть земля, животные, сплоченный коллектив — вот и выживайте! А мы уже привыкли: убрали 1500 гектаров из зернового клина и перевели в пары. Постоит земля, отдохнет, а когда нужно, даст своё. Действительно, уже многие говорят, что выращивание хлеба превращается в рулетку, игру в кошки-мышки с перекупщиками. Один год повезет, в другом провал случится. Поэтому мы и активизировались в молочном направлении, там всё более понятно и стабильно.
Рулетка рулеткой, но не так прост Николай Аркадьевич, чтобы не припрятать пару козырей в рукаве. Проезжая мимо одного из полей, говорит, что здесь посеяли особенную пшеницу, сорта которой он пока не выдаст. Сказал лишь, что очень засухоустойчива и вымолачивается хорошо. Значит не все равно, каким будет урожай и будущее, если и на эксперименты находится время. Подтвердил это и главный агроном хозяйства Игорь Анатольевич Семенихин, чей монолог можно и не комментировать.
— Да, зерна с прошлого года осталось много, но мы его весьма продуктивно пропустили через животноводство. Был бы спрос — получили «прямыми» деньгами. Разговоры я, конечно, слышал, но считаю, что настоящий хлебороб никогда не пойдет на такое. Что значит не сеять хотя бы год? Это огромнейший риск… А как быть с людьми, что они будут делать? Сокращать или увеличивать посевы зерновых в зависимости от спроса — нормальная практика, но полностью отказаться от хлеба мы никогда не сможем. Даже мысли такой не возникает!
Действительно, такое даже в голове не укладывается. Впрочем, так же как и 1000 тонн пшеницы 3-го класса с клейковиной 26 (по аграрной терминологии, считай, высший сорт) может лежать с осени невостребованной. А цена, предлагаемая за неё, не просто смешна, а унизительна для крестьян. Отвечая на прошлой неделе на вопрос, не повторится ли ценовая вакханалия на зерно в этом году, министр сельского хозяйства Новосибирской области Георгий Иващенко сказал, что дважды подряд наступать на одни и те же грабли — глупо. Подразумевалось, что если рынок сам не сможет, то областные власти приложат все усилия, чтобы новосибирские крестьяне смогли продать хлеб по достойной цене.
Крестьяне, как все давно уже поняли, чрезмерно терпеливый народ. Но и они начали роптать. Варианта видится два: либо откровенный бунт, что вряд ли. Либо цивилизованный приход к квотированию производства сельхозпродукции, когда не будет перекоса ни в сторону дефицита, ни в сторону перепроизводства. Если мы рано или поздно все же придем ко второму варианту, то это будет гораздо лучше, чем бесконечно играть в рулетку с мизерными шансами на успех.