USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Эти встречи, как награда

Татьяна ШИПИЛОВА. Фото автора и из архива театра.

Наш разговор с гостем начался на сцене новосибирского «Глобуса» перед спектаклем, где он, постановщик драмы о древнетюркском герое и военачальнике Культегине, кстати, играл одну из ролей, а завершился после того, как отзвучали овации и зрители покинули зал.

— Алексей Кара-оолович, скажите, чего, на ваш взгляд, сегодня ждут от театра ваши земляки и что вы можете дать, скажем с некоторым пафосом, народу?

— Сейчас вокруг столько самой разной информации — интернет, телевидение и прочее. И у нас, в Туве, никто от этого не отстал: старушки по улицам ходят с мобильниками, как и дети в селах… И говорить за весь народ очень сложно. Но то, что на протяжении веков тувинцы выжили в таких суровых условиях верховьев Саян, говорит о многом. У нас ведь раскопали скифские курганы, где нашли золото и даже бивни мамонта — то есть колоссальный период времени наши предки жили здесь. Жили и как-то выживали, значит, они любили трудиться, любили жизнь, любили природу — и это главное в народе, к этому я стараюсь апеллировать в своем творчестве. Вот сохранилось у нас, к примеру, уникальное горловое пение. И в нем, мне кажется, заложено столько много — душевного, общечеловеческих каких-то чувств, понятий, что когда наши исполнители выезжают за пределы Тувы и их слышат другие народы — русские, хакасы, иностранцы из дальнего зарубежья, то сразу увлекаются этим феноменом. Думаю, не случайно: значит, богатство души нашего народа отражается в нем. Сейчас, конечно, все очень сложно и есть всякие проявления человеческих качеств в жизни, не самых хороших… Но, в общем-то, мы, тувинцы, народ трудолюбивый, скромный. Иногда, надо признать, горячий…

— Словом, вы стараетесь напоминать в спектаклях зрителю о традициях, о корнях. Вот и в этой постановке у вас очень интересные костюмы из меха, кожи. Как пишут, они аутентичны историческим. Что еще есть достоверного в спектакле и почему это так сделано?

— Сразу скажу: я не стремился к этнографии в образе спектакля. Меня грело другое. Так и с художником договорились: мы рассказываем эту историю именно таким образом, чтобы не утратить в дальнейшем традицию, чтобы не ходили по сцене люди в джинсах. В общем, мы подняли пласт тюркской культуры, который существовал на территории нашей республики, и попытались именно через костюмы создать этой притче достоверный фон. То есть в подобной уникальности просто была необходимость. Есть в спектакле и старинный двухструнный смычковый инструмент игил, и шаманский бубен, и гадание на бараньих коленных косточках и бараньей лопатке. И все это, повторяю, не для того чтобы поразить кого-то или продемонстрировать этнографическую идентичность, нет, так необходимо для создания образов персонажей, образа спектакля в целом.

— Вы выступаете в середине программы фестиваля, другие театры, их спектакли удалось увидеть?

— Я видел новокузнецкий, красноярский спектакли, к сожалению, только половину омского спектакля «Экспонаты», так как по организационным делам мне пришлось уйти. Коляду видел. Своеобразный театр: кто-то принимает, кто-то не принимает. Я увидел в их спектакле большую работу, интересный способ подачи материала. Но заметным было и то, о чем сам Николай Коляда говорил на презентации: у них малый зал и маленькая сцена. Здесь же — огромная краснофакельская сцена и большой удлиненный зал. Я сидел в 22-м ряду и какие-то моменты еле-еле улавливал. Но фестиваль есть фестиваль. Вот мы сегодня работаем на большой сцене, и хотя спектакль у нас масштабный, адаптироваться все равно было сложно.

— И как вам сегодня работалось?

— Были некоторые технические огрехи к концу, а в целом нормально. Я сам стоял на сцене и ощущал актеров: с воодушевлением, с отдачей играли. За кулисами тоже бегали собранные такие… В принципе, за последнее время я второй раз наблюдаю такой особый — гастрольный — настрой: в родных стенах, случается, и некоторое расслабление. А вот недавно мы были на фестивале в Турции с этим спектаклем: как и сегодня, играли с подъемом и глаза по-особому у актеров блестели! Потому что в такую даль ехать и не отдать себя сполна зрителям, самим не получить от них какую-то энергию, какие-то чувства — нелепо. Причем не потому, что мы хотим какой-то приз получить, а потому что зритель пришел — надо выкладываться! Новосибирцы, по-моему, вообще в первый раз с тувинским театром встречаются, так что надо показать себя лицом… Причем, я заметил, что город ваш театральный и зритель рядовой ходит на спектакли с удовольствием и понимает, и принимает какие-то неординарные вещи. На открытии фестиваля директор «Красного факела» Александр Кулябин отметил, что совершенно не специально тут, на фестивале, собрались режиссеры: опытные, те, кто работает давно (и меня в их числе назвал), и молодые ребята, кому чуть за тридцать. Так сложилась афиша. И получилось — подтверждаю — интересно. Ведь время диктует свою эстетику, свою форму спектакля, способ работы с классикой. И я вижу: адекватно принимает зритель этот новый язык молодой режиссуры. И это действительно очень крепкие режиссеры. Вот новокузнецкий спектакль по Чехову «Дуэль» мне очень понравился. Даже сейчас о нем говорю — и мурашки по коже! Я сам очень люблю Чехова, ставил два спектакля по его рассказам, ставил «Вишневый сад»…

— Он идет сейчас в вашем театре?

— Сейчас большая сцена театра на реконструкции, поэтому почти ничего не идет. Но у нас много работы и на малой сцене, возможно, поедем скоро со спектаклем «Культегин» на месячные гастроли в Турцию.

— Да, ваш «Культегин» впечатляет: тема ответственности вождей и героев перед собственным народом в любые времена актуальна. Я правильно поняла то, о чем хотел сказать режиссер Алексей Ооржак?

— Да, и об этом тоже. В древнетюркской поэзии есть стихи, что на этой земле жили ханы большого ума, большого сердца и духа… Но еще я хотел сказать о жертвенности любого человека, об ответственности его за семью, за детей и так далее — за село, за район и так далее, и так далее. Душа, любовь в человеке должны править всем.

Вот был праздник Победы, и мы сделали большое представление на стадионе, где рассказали о так называемом Красном обозе, который Тува во время Отечественной войны направила в помощь Советскому Союзу. И танки строили, и вообще помогали чем могли. И трудились для этого, трудились, не покладая рук. Этим самым мы хотели напомнить, особенно молодежи, как исторические факты, так и ту непреложную истину, что на земле надо трудиться! Вот сейчас все говорят: безработица, безработица… А тогда, в 40-е годы, не было работы, люди находили ее сами и что-то делали не только для себя, но и для тех, кому еще хуже было. И вы знаете, кажется, мы задели публику!..

Если продолжить разговор о «Культегине», то, в принципе, на историческом материале мы показали и дали оценку самым разным человеческим качествам — от хитрости, алчности до великодушия и способности самопожертвования. Театр — такое мощное искусство, что его выразительными средствами можно говорить о чем угодно.

— Как вы думаете, без приза с фестиваля домой не уедете?

— Честное слово, сколько в фестивалях ни участвовал, никогда не думал о наградах. Со зрителем новосибирским познакомились, с другими театрами. Общение с коллегами, сама атмосфера фестиваля — это действительно самое главное!

Режиссер Алексей Ооржак
Окончил Московское театральное училище им. Щукина в 1978 г., высшие театральные курсы при ГИТИСе по специальности «режиссер-постановщик» в 1984 г. В 1985 г. инициировал создание в Туве экспериментального молодежного театра, в дальнейшем преобразованного в государственный театр «Кузел». С 1992 г. — главный режиссер Тувинского музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола. Среди основных постановок: «Игроки» Н. Гоголя, «Масляный ад» М. Тикамацу, «Хостуг Тыва» Х. Ширин-оола, «Вернись, мой друг, вернись!» А. Ооржака и Х. Ширин-оола, «Кто ты, Субедей?» Э. Мижита (Гран-при международного фестиваля тюркоязычных народов мира «Туганлык», 2000), «Лошадиная фамилия» по А. Чехову, «Колесо истории» Ч. Ондара, «Верую!..» по рассказам В. Шукшина. В 2005 г. его спектакль «Король Лир» по пьесе У. Шекспира стал участником фестивалей: «Сибирский транзит» в Красноярске, «Навруз» в Казани, «Золотой витязь» в Минске, а в 2006 г. был выдвинут на соискание премии «Золотая маска» в четырех номинациях, в том числе «Лучшая работа режиссера».

Заслуженный артист Российской Федерации. Народный артист Республики Тыва.