Радость сотворчества, или Спектакль длиною в восемь дней
Например, на первой пресс-конференции фестиваля министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева очень обрадовала журналистов и всех заинтересованных лиц, сообщив, что областным правительством принято решение сделать этот фестиваль традиционным. И теперь у нас раз в два года в декабре будет проводиться Рождественский фестиваль искусств, без которого ни Новосибирск, ни Сибирь, ни Россия, откровенно говоря, уже не мыслят свой культурный процесс, а весной — «Ново-Сибирский транзит», сразу нашедший огромный отклик на огромном театральном пространстве — от Урала до Дальнего Востока. Многие и многие театры хотели в нем непременно участвовать, но экспертный совет был принципиален и строг: отбирались не просто лучшие спектакли, которые нравились самим театрам, а работы, представляющие собой определенный новый шаг, свежее решение, высокий художественный уровень в современном театральном контексте.
Поэтому, как заметила Ярославцева, есть и обиженные, но Министерство культуры никогда не будет вмешиваться ни в работу экспертного совета, ни в работу жюри. Потому что это — настоящий фестиваль-конкурс, где в финале будут отмечаться действительные театральные достижения коллективов, что даст возможность лауреатам двигаться вперед, в дальнейшем представляя эти спектакли и на других престижных фестивалях.
Еще одним, совсем по-театральному чудесным моментом стало преображение в этот день самого здания «Красного факела». Оно снаружи и площадь перед ним превратились в самую настоящую железнодорожную станцию-вокзал XIX века со старинными указателями, полосатыми шлагбаумами, буфетом, самоваром и бубликами, моментальным фотографированием на перроне. И перед началом вечернего спектакля, как говорится, почтенная публика прогуливалась в ожидании прибытия поезда под названием «Ново-Сибирский транзит», скрашивая ожидание совершенно праздничным — фестивальным — образом. Дело в том, что в толпе, среди пришедших на спектакль зрителей были и краснофакельские артисты, одетые по моде начала прошлого века: дамы в очаровательных шляпках и мантильях и джентльмены в форменных шинелях и фуражках, штатских сюртуках и цилиндрах.
И тут все смешалось, как в доме Облонских: в ход пошли фотокамеры мобильных телефонов — новосибирские театралы XXI века жаждали запечатлеть свою встречу с господами артистами, многие из которых, как они признавались, конечно же, их кумиры… Те, что называется, не выходя из образа, благосклонно взирали на диковинную технику и улыбались в крошечный объектив. Но когда прозвучал гонг — экспресс приближается, спектакль начинается, — живописная компания краснофакельцев, чинно рассевшись, «скадрировалась» в огромной багетовой раме и сделала настоящий парадный снимок, посредством «настоящего старинного» фотоаппарата с магниевой вспышкой и голубым дымком, улетевшим в сторону таблички с адресом театра «ул. Ленина, 19».
Официальное открытие «Ново-Сибирского транзита» уже в зрительном зале «Красного факела» тоже только по протоколу можно было назвать официальным. И чистотой серьезного жанра отличались лишь два пункта: приветственное слово заместителя председателя правительства Новосибирской области Игоря Шмидта и представление членов жюри. А в него вошли театральный критик, доктор искусствоведения, профессор РАТИ Алексей Бартошевич (председатель), главный редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Александра Лаврова (Москва), художник по свету музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, лауреат театральной премии «Золотая маска» Ильдар Бедердинов, народная артистка России, заместитель начальника департамента культуры Новосибирской области Татьяна Ворожцова, заместитель главного редактора газеты «Челябинский рабочий», член экспертного совета национальной премии «Золотая маска» Владимир Спешков и директор Магнитогорского драматического театра, создатель Международного фестиваля «Театр без границ» Владимир Досаев.
Остальное же действо до самого начала спектакля опять было отдано театральному розыгрышу: те же господа с перрона очень заинтересованно обсуждали тему дня — почему именно в Новосибирске, а не в другом городе состоится такой представительный фестиваль. И нашли тому массу как серьезных, так и фантастических аргументов… И вот наконец директор «Красного факела» Александр Кулябин выкатил на сцену преогромное колесо, еще со времен «Сибирского транзита», символизирующее форум, собирающий под одной крышей на несколько дней чуть не половину — от Урала до Дальнего Востока — театральной России. Волшебный человечек в шутовском колпаке с эмблемы фестиваля ударил в колесо-барабан и первый спектакль «Ново-Сибирского транзита» начался!
Хотя нет, не так: первый конкурсный спектакль еще до официального открытия в малом зале «Красного факела» показал Новокузнецкий театр драмы. Это была чеховская «Дуэль» в постановке петербуржца Петра Шерешевского. В нем языком образов и эмоций говорилось о разумном, добром, вечном, и открытые сердца зрителей приняли это послание с благодарностью.
Впереди у новосибирцев еще больше десятка таких встреч, а у участников фестиваля — общения с новой публикой, коллегами, их спектаклями, критиками. Как сказал Александр Кулябин:
— Вообще фестиваль, он тоже спектакль. Со своей завязкой, кульминацией, импровизацией... Спектакль, который продолжается восемь дней, и куда это колесо вырулит, зависит от всех нас, от нашей доброжелательности, нашего внимания к участникам и гостеприимства. Мы сами ездим на фестивали и знаем, как непросто адаптироваться на чужой сцене, в совсем иных условиях. Поэтому хочу заверить гостей: мы, организаторы, им очень-очень рады и постараемся сделать все, чтоб этот большой спектакль-фестиваль удался!