USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Французский исток мирового фотоискусства

Андрей БАУЛИН. Фоторепродукции автора.
ТЕОФИЛЬ ФЕО (1839 — 1892).  Строительство Эйфелевой  башни, июнь 1888 г., 14 октября 1888 г. и 20 января 1889 г.    Всемирная выставка 1889 г. отмечает столетие Французской революции. Парижане приходят семьями понаблюдать за строительством башни по проекту инженера Гюстава Эйфеля (1832—1923). Сооруженная специально для выставки, эта башня должна была быть демонтирована после ее окончания. Но грандиозное строение удается спасти от разрушения в 1909 г., установив на его вершине (300 м) радиопередатчик.
ТЕОФИЛЬ ФЕО (1839 — 1892). Строительство Эйфелевой башни, июнь 1888 г., 14 октября 1888 г. и 20 января 1889 г. Всемирная выставка 1889 г. отмечает столетие Французской революции. Парижане приходят семьями понаблюдать за строительством башни по проекту инженера Гюстава Эйфеля (1832—1923). Сооруженная специально для выставки, эта башня должна была быть демонтирована после ее окончания. Но грандиозное строение удается спасти от разрушения в 1909 г., установив на его вершине (300 м) радиопередатчик.

Франция в истории фотографии является признанным родоначальником и этот исключительный факт иллюстрируется на выставке раритетом известного у нас в России изобретателя Жозефа Нисефора Ньепса (1765—1833), который начал свои опыты по закреплению изображения, получаемого в камере-обскуре в 1816 году. Но в середине девятнадцатого века в России способ создания фотоизображений назывался дагеротипией, по имени французского же художника и исследователя Луи-Жака-Менде Дагера (1787—1851), который значительно улучшил и развил идеи и достижения своего соотечественника. В 1839 году Дагер представил результат опытов широкой публике в Париже, и это событие с тех пор считается официальным днём рождения современной фотографии.

На выставке можно увидеть, как со временем менялась сама фотография и её назначение. Здесь произведения искусства и инструменты пропаганды, свидетельства урбанистических (стройки Парижа), политических (Коммуна) и социальных (массовое переселение из деревень в города) потрясений постоянно меняющегося общества...

Представленные фотографии были отобраны из тысячи снимков крупнейших мировых собраний, среди которых Национальная библиотека Франции, Центр Помпиду в Париже, а также частные коллекционеры, фотографы и их правопреемники.

Каждая фотография сопровождается текстом о снимке и его авторе, о Франции и французах, о Париже. Выбор только одной работы каждого фотографа позволил представить наряду с признанными талантами, среди которых Луи-Адольф Эмбер де Молар, Гюстав Ле Грей, Шарль Нэгр, менее известных и редко выставляемых фотографов: Эдуара Бальдю, Шарля Марвиля, а также снимки анонимных или знаменитых любителей — Жак-Анри Лартига и графа Робера де Монтескью.

Фотографии статьи
НЕИЗВЕСТНЫЙ ФОТОГРАФ «Есть мясники. Мясники есть. Нет только мяса», ок. 1943. Во время войны реквизируются солома и фураж: кормить домашний скот становится все труднее. В оккупированной зоне сложно найти мясо. Мясные лавки пусты. Но чувство юмора остается.