В наших силах ускорить «скорую помощь»
Кроме того, с созданием электронного информационного центра, которое уже идет, можно будет фильтровать звонки в «скорую»: некоторые вызовы, в частности от людей с хроническими заболеваниями, направлять в поликлинику.
Набирая телефон «скорой», человек рассчитывает быстро получить высокопрофессиональную медицинскую помощь. Но зачастую многие пациенты или окружающие их люди сами осложняют оказание этой помощи. Путано или неверно описывают картину случившегося, нервничают и возмущаются из-за подробных расспросов диспетчера, считая свой случай уникальным, а необходимость скорейшего приезда врача — очевидной. Однако такая необходимость должна стать очевидной и сотрудникам «скорой», и, кроме того, диспетчер должен понять, врача какой специализации и машину с каким оборудованием следует прислать по адресу больного.
Набрав 03, вы должны быть готовы к тому, что диспетчер задаст вам несколько обязательных вопросов. Еще лучше, если вы сразу сообщите все необходимые сведения: пол больного, примерный возраст, его фамилию, имя, отчество, если они вам известны, что и когда случилось, какие проявления болезни заставили вызвать «скорую», что вы предприняли, точный адрес.
Адрес — особо важная информация. В критической ситуации человек иногда настолько теряется, что даже может забыть номер своего дома и название улицы, где прожил всю жизнь. Поэтому перед вызовом «скорой» лучше записать на листе бумаги все, что нужно сообщить диспетчеру, в том числе и свой точный адрес.
Будет также хорошо, если вы укажете любые ориентиры, которые помогут водителю «скорой» быстрее добраться до вас. Например, название какого-либо учреждения, расположенного рядом или непосредственно в вашем доме, заметный рекламный щит, архитектурное сооружение, достопримечательность. Эти подробности следует сообщить только после того, как диспетчер запишет адрес, название улицы, номер дома, код подъезда, номер квартиры, этаж.
Получив вызов, врач уже решает, как будет оказывать помощь больному, какое оборудование и медикаменты потребуются для этого в первую очередь. Если причина вызова указывается неверно, он может быть не готов к оказанию необходимой помощи. Например, бывали случаи, когда врач, получив вызов по поводу отравления, брал с собой все необходимое для промывания желудка, тогда как у больного был острый инфаркт миокарда, и требовалось срочно сделать электрокардиограмму.
Поэтому при вызове «скорой» говорите то, что видите, слышите, чувствуете. Не пытайтесь самостоятельно ставить диагноз. Боль в груди называйте болью в груди, а не инфарктом или пневмонией, боль в животе — болью в животе, а не отравлением или аппендицитом и так далее. И не употребляйте при этом медицинские термины, если вы не медицинский работник, описывайте симптомы как можно проще — так вас быстрее поймут.
Пока бригада «скорой» спешит к вам на вызов, постарайтесь сохранять спокойствие и не терять здравого смысла. Этот совет касается не только самого пациента, но и его родственников. Сделайте все, что в ваших силах, чтобы как-то облегчить состояние больного. Если вы имеете навыки оказания первой помощи, не теряйте времени, действуйте решительно, но обдуманно. Если же не знаете, что в таких случаях лучше делать, до приезда скорой ничего не предпринимайте, но в любом случае не оставляйте больного или пострадавшего одного. Помогите ему принять удобное положение, успокойте, подбодрите. Человек, оказавшийся в беде, кроме медицинской помощи, очень нуждается в моральной поддержке.
Приготовьте в ванной чистое полотенце и мыло, чтобы врач помыл руки. Позаботьтесь о стуле для врача у постели больного. Когда приедет врач, пациент, если это возможно, должен четко и точно рассказать ему о том, что его беспокоит. Дело в том, что информация, которая исходит непосредственно от самого пациента, для доктора является наиболее важной. Но не надо быть при этом слишком многословным, этим можно отвлечь и запутать его. Просто скажите, что вы чувствуете, а врач сделает вывод сам. Если ранее у вас уже были подобные состояния и вы точно знаете, с чем это связано (обычно это бывает при обострении хронических заболеваний), обязательно скажите об этом врачу.
Не забудьте также сообщить, какие лекарства вы принимаете регулярно. Сколько и какое лекарственное средство принимали до приезда «скорой», пытаясь облегчить свое состояние. И есть ли у вас аллергия на какие-либо лекарственные препараты.
Особо следует сказать о приеме алкоголя. Если вы принимали его незадолго до приезда врача, обязательно сообщите об этом, и не занижайте принятую дозу. Дело в том, что алкоголь, оказывая определенное воздействие на организм, может существенно менять реальную клиническую картину. И, кроме того, в ряде случаев сочетание некоторых лекарственных препаратом с алкоголем крайне опасно!
Если возможна госпитализация больного, то нужно позаботиться о том, чтобы было приготовлено все необходимое. Документы пациента: полис ОМС (если есть, и добровольного медицинского страхования), паспорт, важные справки или выписки, туалетные принадлежности, тапочки.
Если вы будете помнить и соблюдать эти условия, быстро и правильно приготовитесь к приезду «скорой», больной быстрее получит медицинскую помощь, а, кроме того, бригада сможет сэкономить время, затраченное на обслуживание вашего вызова, и быстрее приедет к другому больному.