«Я хочу бить врага, а нас еще не пускают...»
Наш земляк — красноармеец, воздушный стрелок Кузьма Чупров начал воевать в 17 лет 9 месяцев от роду и был направлен в штурмовой авиаполк № 872 в составе 281-й штурмовой авиадивизии 14-й Воздушной армии.
«Командир полка сказал, что мы еще ничего не умеем, и 10 дней будем учиться летать. Я хочу бить врага — а нас еще не пускают», — написал в эти дни домой мальчишка из Верх-Тулы.
…Сегодня, в 2010 году, я хочу низко поклониться этому командиру полка. Мне представляется, что это был мудрый «старик», в свои 30 — 40 лет каждый день теряющий в воздушных боях летчиков, понимающий, как никто другой, какая судьба уготовлена прибывшим к нему юнцам. И все, что он мог сделать своей властью, он сделал: подарил этим мальчикам еще 10 дней жизни. А дальше у каждого была своя судьба.
…В первый полет Кузьма ушел 4 июля 1943 года — об этом свидетельствует книжка комплектования парашюта, потом было 23 дня войны. А затем наступило 27 июля… Как всегда, экипаж занял свои места в кабине, Кузьма поправил лямки парашюта, удобней устроился на сиденье, улыбнулся, еще раз прочитав письмо младшей сестры Зины, написанное на синей обложке простой тетрадки. Как всегда, была дана команда на старт, и два Ила, сопровождаемые истребителями, ушли в свободный поиск в сторону станции Малукса, ведомые двумя экипажами: младшим лейтенантом Максимовым с воздушным стрелком красноармейцем Чупровым и младшим лейтенантом Ляпиным с воздушным стрелком старшим сержантом Кузьминым.
Из архивных документов:
«В течение всего дня летный состав 872-го штурмового авиаполка 14-й Воздушной армии выполнял боевую задачу, поступившую из главного приказа штаба 281-й штурмовой авиационной дивизии по разведке дорог Мга — Шапки — Любань, Мга — Тосна, Тосна — Любань — Нурма. Всего в этот день летало 6 самолётов, было запрошено 10 самолётовылетов. В результате бомбардировочно-штурмовых ударов потери противника составили: орудие ПА—4, орудие ВА—5, взорван склад с боеприпасами. В итоговом боевом донесении говорится:
«С боевого задания не вернулись младший лейтенант Максимов с воздушным стрелком красноармейцем Чупровым и младший лейтенант Ляпин с воздушным стрелком старшим сержантом Кузьминым. По наблюдению экипажей, сопровождавших истребители, самолёт Максимова загорелся в воздухе, он горящий самолёт повёл на склады с боеприпасами в районе Бородулино. В результате наблюдалось два сильных взрыва складов, сопровождающихся большим пожаром. Лётчик вместе с воздушным стрелком героически погибли. Младший лейтенант Ляпин с воздушным стрелком Кузьминым ушли в сторону Ладожского озера. Место посадки и состояние экипажа неизвестны».
…Выписка из приказа командующего 14-й Воздушной армией № 95/н от 30 июля 1943 г.:
1. Лётчика 872-го ШАП мл. лейтенанта Максимова Гурия Николаевича ПОСМЕРТНО НАГРАЖДАЮ ОРДЕНОМ Красного Знамени.
2. Воздушного стрелка 872-го ШАП сержанта Чупрова Василия Николаевича ПОСМЕРТНО НАГРАЖДАЮ ОРДЕНОМ Красной Звезды.
3. Приказ объявить всему личному составу частей 14-й Воздушной армии.
Август 2007 года
…Какая яркая и сочная клюква на кочках Малуксинского болота, рука сама тянется к этим терпким ягодам, но корзинок у нас с собой нет, у нас есть помпа и щупы, ведра и лопаты. Сводной поисковой экспедицией отрядов «Ягуар», «Поиск—МГИВ» Сибирского кадетского корпуса (г. Новосибирск), «Высота» при проведении работ в районе 24-го километра севернее деревни Бородулино Тосненского района Ленинградской области в обломках самолёта Ил-2 были обнаружены останки экипажа — лётчика и воздушного стрелка. И теперь мы идем обследовать место падения самолета, надеемся найти его бортовой номер и установить экипаж. Воронка в месте падения разработана уже на 3 метра глубиной. Пошел парашют…. А вместе с ним и воздушный стрелок… Среди документов в полевой сумке был и треугольник письма на синей тетрадной обложке.
Тетрадь ученицы 6-го класса Верх-Тулинской средней школы Чупровой Зинаиды
— Нет, так не бывает… Я всегда смотрю программу «Жди меня», но чтобы это случилось со мной, с моей мамой — я никогда не предполагала… — Татьяна Михайловна, племянница Чупрова, еще раз перебирает документы, поднятые при раскопке самолета, и утирает слезы.
Всего три часа назад мы с надеждой входили в кабинет главы администрации села Верх-Тула Новосибирской области. А потом, осторожно и трепетно, рассказывали 80-летней Наталье Алексеевне, старшей сестре найденного воина, о судьбе ее брата. И вот уже мы снова в городе, решаем с родственниками Чупрова вопрос о захоронении его останков. А вопросов у нас было немало — согласие родных, финансирование, организация митинга-реквиема, обеспечение выполнения всех ритуалов.
К сожалению, когда мы обратились к командованию 14-й Воздушной армии с просьбой помочь в организации захоронения останков воздушного стрелка Кузьмы Чупрова на родной сибирской земле, генералы и полковники нам очень долго объясняли, как это трудно сделать. А главное — в течение трех последующих лет ни разу военные летчики не вспомнили о бойце, защищавшем в небе Ленинграда и их будущие жизни.
Но зато о Кузьме Чупрове помнят кадеты Сибирского кадетского корпуса, а также блокадники (дети блокадного Ленинграда, эвакуированные в годы войны в Новосибирск), которые каждый январь, независимо от того, какие стоят морозы, приезжают на могилу воина и чтят его память минутой молчания.
После продолжительных совместных действий экспедиции «Поиск — МГИВ», поисковых отрядов Ленинградской области, Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО), местных жителей Верх-Тулы и просто людей, не безразличных к судьбам воинов, отдавших за нас жизни в годы Великой Отечественной войны, было установлено: в результате ошибки в донесении экипажи двух советских летчиков считали пропавшими без вести. Нам удалось выяснить, что именно экипаж Ляпина и Кузьмина направил свой горящий самолёт на склады с горючим. А экипаж Максимова и Чупрова на подбитой в бою машине пытался дотянуть до аэродрома, но был сбит во время боя и рухнул в болото под Малуксой, где мы его и нашли. Данные 9-го отдела ЦАМО показывают, что Чупрова Василия Николаевича не существовало, а Чупров Кузьма Алексеевич действительно служил в рядах Советской армии, значит, при издании приказа о награждении по 14-й Воздушной армии произошла ошибка. Фонд поисковых отрядов Ленинградской области и экспедиция «Поиск—МГИВ» направили в Мемориальный центр Министерства обороны РФ запрос о награждении лейтенанта Ляпина и воздушного стрелка Кузьмина орденами Красного Знамени.
…Чупров Кузьма Алексеевич со всеми воинскими и духовными почестями был похоронен рядом с могилой матери в селе Верх-Тула Новосибирской области 8 ноября 2007 года. Максимов Гурий Николаевич был похоронен рядом с могилами родных в г. Владимире 12 мая 2008 года.
Трудно представить, сколько ещё геройски погибших солдат пало без вести, не вернулось с войны, но стоит только увидеть глаза родственников, к которым вернулся их сын, брат, муж, вернулся с честным именем, героем, и сразу становится понятно, что этот труд не напрасен, как это важно для нас, ныне живущих, и насколько это необходимо для будущих поколений.
Наталья НЕКРАСОВА. Руководитель центра патриотического воспитания Сибирского кадетского корпуса, руководитель экспедиции «Поиск—МГИВ». Фото из архива экспедиции «Поиск—МГИВ».