Музыкальная история
Очень нежно петь, изломанно, протяжно плакать, весело кривляться, тихо шептать, настойчиво требовать и вдохновенно щебетать, стремительно убегать и загадочно ускользать. Волнующие лирические отрывки чередуются с виртуозными пассажами, звенящие высокие звуки — с глубокими низкими. Смычок, только что едва касавшийся струн, тут же с силой врезается в инструмент, скачет в разные стороны, подпрыгивает, пляшет, вырывается из рук, от такого напряжения струнам, кажется, ничего не стоит порваться, порезать сильные пальцы. На концерте, завершающем VI Международный конкурс юных скрипачей, молодые исполнители наполнили зал музыкальными образами, разрисовали пространство мелодиями, в самом деле вымывающими прочь из души пыль повседневной жизни.
Прошедший в Новосибирской консерватории (академии) имени М.И. Глинки конкурс, уже имеющий свою продолжительную историю и устоявшиеся традиции, преподнес немало неожиданностей. Извержение исландского вулкана, ставшее причиной многочисленных задержек и переносов авиарейсов, изрядно помотало нервы как участникам, так и организаторам конкурса, начало которого, запланированное на 20 апреля, пришлось перенести на три дня. После предварительного отбора на местах природа произвела свой собственный: из 38 потенциальных участников в Новосибирске к началу конкурса оказались лишь восемнадцать. Австралийская и европейская делегации в Сибирь так и не попали, в последний момент прибыли музыканты из Санкт-Петербурга и Испании. Впрочем, на уровень конкуренции такой «естественный» отбор оказал стимулирующее влияние. Как заметил один из основателей и главный вдохновитель конкурса Захар Нухимович Брон, преодолеть все препятствия удалось тем, кто действительно предан музыке и имеет недюжинную волю к победе. Сам профессор консерватории, народный артист России, всемирно известный музыкант и педагог, сейчас в основном преподающий в Европе, вынужден был остаться в Германии, что не помешало ему посредством интернет-коммуникаций принять активное участие в обсуждении выступлений. На церемонии закрытия маэстро Брон с удовольствием поздравлял и наставлял лауреатов конкурса с экрана монитора, установленного на сцене большого зала консерватории, чем заметно приподнял планку торжества и настроения присутствующих.
Программа конкурса была рассчитана на десять дней, и, чтобы уложиться в сроки, определять победителей пришлось за неделю.
— Ребята, которым удалось добраться, были поставлены в чрезвычайно сложные, в буквальном смысле нечеловеческие условия. Туры проходили каждый день: играть первый тур утром, вечером репетировать, на следующий день играть второй, снова репетировать — уже с оркестром, затем третий тур, закрытие — такой график безумно трудно выдержать, — рассказал один из членов жюри, концертмейстер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, народный артист России Александр Ефимович Шустин.
Конкурсная программа оказалась не просто насыщенной, но сложной и разнообразной. Со сцены большого зала консерватории звучали классики и романтики, произведения эпохи барокко и сочинения XX века, сонаты и каприсы, фантазии и концерты. Участникам предстояло не только продемонстрировать искусство перевоплощения и перемены настроения, стиля, техники исполнения, но и умение чем-то задеть, удивить слушателей: обязательная программа, общая для всех музыкантов, требовала индивидуального подхода.
— Очень многие люди, критики считают, что произведение должно быть исполнено точно так, как его написал композитор: о чем он его написал, в какое время, о чем думал — существуют некие «общие места». Это в некоторой степени ограничивает исполнителя. Когда я беру произведение, то не только пытаюсь его понять, проникнуть в авторский замысел, но и внести свои оттенки, понять по-другому, ведь если все музыканты будут играть одно и то же — станет скучно! — поделился лауреат конкурса Алексей Галиханов, в конкурсном репертуаре которого — Бах и Чайковский, Бетховен и Венявский.
— В большинстве случаев исполнитель играет себя, какой он есть — это на 95 процентов так. Задача музыканта — не бездумно сыграть, но рассказать какую-то историю, и чем интереснее у него это получится, тем лучше. Задача жюри же заключается в том, чтобы оценить не только мастерство, технику, звук, но и художественное осмысление, понять, что идет от самого музыканта, а не от учителя — пояснил Александр Ефимович.
За неделю историй, поражающих воображение, причудливо сменяющих друг друга, было рассказано немало. Лучшей «рассказчицей» в младшей группе признана японка Юна Токи, в старшей группе одержал верх Алексей Галиханов. Для последнего участие в конкурсе оказалось вдвойне беспокойным: за четыре года обучения в Испании, куда он отправился по предложению Брона, Алексей не принимал участия в подобных конкурсах, теперь же ему предстояло впервые после долгого перерыва выступать на родной сцене, перед знакомыми и учителями. Свою победу Алексей, следуя завету маэстро, рассматривает как ступень профессионального мастерства: для настоящего музыканта нет предела совершенству.