USD 102.4137 EUR 104.8609
 

Никто не хочет, чтобы дети попадали в больницы

Александр ДУДКИН.
Психологическое, а тем более физическое насилие над формирующейся личностью ребенка не только антипедагогично, но просто недопустимо.  Фото с сайта psymodern.ru
Психологическое, а тем более физическое насилие над формирующейся личностью ребенка не только антипедагогично, но просто недопустимо. Фото с сайта psymodern.ru

Отец пятилетнего ученика предшколы гимназии №6 «Горностай» обвинил учительницу в оказании физического воздействия на его сына. После бурных школьных разбирательств дело дошло до суда.

Суд, состоявшийся по заявлению родителя, в действиях учителя состава преступления не обнаружил и оправдал его.

Казалось бы, инцидент исчерпан, но только не в сердце отца.

Недавно мы встретились с Валерием Анатольевичем Борисюком, и оказалось, что произошедшее продолжает его тревожить, будто дело было вчера.

— Я одного не могу понять, — говорит Валерий Анатольевич, — почему учитель, ударивший шестилетнего ученика, продолжает работать в начальной школе? Во время суда она была вынуждена признать, что в столовой ударила ребенка ложкой по лбу. Речь идет не о моем сыне, да какая разница? Вопрос даже не в том: больно или не больно? Получается, что в ее сознании ребенок — это как бы не человек. Ей же не придет в голову подойти к какому-нибудь взрослому и ударить его ложкой. Она даже не получила выговор от школьной администрации. Об этом случае руководство гимназии старается не распространяться. Правда, потом у той же учительницы был выговор за некорректное поведение с детьми младших классов и устные замечания за некорректное поведение в отношении родителей… Пусть суд не признал вины учителя… Но суд не может поменять моего мнения. Что-то не то с учителем, который позволяет себе подобные действия… Возможно, срабатывает идеология безнаказанности.

Настойчивость родителя производит впечатление.

— Дело не в моей обиде или амбициях, — объясняет Борисюк. — Что должно произойти с ребенком, чтобы на такой случай обратили внимание те, кто обязан контролировать, — директор школы, районное управление образования, городское управление? Может быть, нужно, чтобы ребенок попал в больницу? Тогда все спохватятся? Почему при наличии документальных доказательств вышеприведенных событий нет никакой реакции от этих организаций?

На самом деле никто не хочет, чтобы дети попадали в больницы. Тем более по вине взрослых. И в таком деле, ей-богу, лучше перенапрячься, чем допустить несчастный случай.

На самом деле по поводу гимназии №6 «Горностай» в прошлом году было еще одно разбирательство, дошедшее до главного управления образования Новосибирска. Оно тоже связано с превышением учительских полномочий. Только после вмешательства главного управления образования ситуация разрешилась в пользу ученика и родителей.

На всякий случай не буду называть имен, чтобы не вызвать волну педагогических репрессий. А лучше для разрядки атмосферы приведу еще один почти анекдотический случай.

«Мой сын занимался в предшколе гимназии №6 «Горностай». Все нормально, но тут вдруг 2 апреля назначают собрание и объявляют: «Мы набираем три первых класса, это не более 75 человек, причем возьмем только тех, кто первым запишется. А кто не успеет, те опоздали… Можете представить, что творилось на следующий день? Ажиотаж и очереди как перед матчем «Спартак» — «Динамо», а еще нужно учесть, что требовалось собрать все необходимые справки, включая медицинские. Причем особо подчеркну, речь шла даже не о каких-то финансовых вымогательствах. Я потом этот случай в качестве анекдота рассказывал несколько раз в разных компаниях, и народ неизменно «приходил в восторг» от столь необыкновенных административных решений. Кстати сказать, моя жена стойко вынесла все тяготы очередей и успела записать сына в первый класс. Но я подумал, странные они какие-то, и на всякий случай мы забрали документы и отправили сына в 130-ю школу. Документы подали в конце мая и никаких проблем не возникло, даже с учетом того, что 130-я считается одной из лучших школ в Новосибирске. Вообще-то детей принимают в школы хоть в середине учебного года. Что уж им там пришло в голову?»

Дополнительные комментарии по поводу возможного учительского произвола в отношении детей и родителей я получил в главном управлении образования мэрии Новосибирска:

— К сожалению, бывают подобные случаи, когда по каким-то причинам учитель преступает допустимую грань в отношениях с учеником, — поясняет начальник главного управления образования мэрии Новосибирска Геннадий Старцев. — Как правило, с подобными инцидентами разбирается директор школы. Закон об образовании регламентирует деятельность образовательного учреждения и взаимоотношения всех участников образовательного процесса. Образование должно быть безопасным, и именно директор школы несет персональную ответственность перед государством за безопасное образование и соблюдение других норм образовательного процесса, за морально-психологический климат в школе и нормальные отношения между всеми участниками процесса.

— ... Итак, в первую очередь родители обращаются к директору, — продолжает Геннадий Алексеевич.

— В школе проводится разбирательство. Если оно не удовлетворяет родителей, есть районные отделы образования. И уже потом — к нам. Мы обязательно создаем комиссии для проверки фактов. Самая последняя инстанция — суд. В данном конкретном случае, как мы знаем, иск родителя был отклонен. Я припоминаю еще один случай, когда дело дошло до суда. Это тоже было в прошлом году. Два мальчика поссорились, учитель выступил в качестве арбитра и, возможно, преступил грань. Нам пожаловались, комиссия разбиралась, не нашли больших нарушений со стороны школы. Родители остались недовольны и обратились в суд. Суд принял решение, что требования родителей неправомерны. Вообще, подобные случаи нетипичны для образовательной системы Новосибирска.

— Статистики жалоб мы не ведем, — рассказывает специалист главного управления образования Людмила Черкашина. — Но могу сказать, что недовольные родители к нам обращаются довольно редко. Не чаще одного-двух раз в год. А факты физического или психологического насилия вообще носят единичный характер. Помню только один пример, когда факты подтвердились. В одной школе Ленинского района учительница ходила с ключами и пускала их в ход… Комиссия дала этому факту оценку, директор уволил учительницу. Правда, я знаю, что она работает в другой школе. Вполне успешно, на хорошем счету, претензий к ней нет. Был случай, когда родители обратились, им показалось, что ребенку занижают оценки. Создали комиссию, предоставили ученику продемонстрировать знания перед другими учителями. Наша позиция сводится к тому, что учитель старше ребенка, и он не должен опускаться на одну с ним ступеньку. И даже если ученик оскорбил учителя, тот не должен ни мстить, ни распускать руки, он должен быть выше этого.

Лично у меня нет оснований не доверять комментариям специалистов. И на самом деле я вовсе не считаю, что в отношениях учителей и учеников в Новосибирске заложена какая-то системная катастрофа. В норме своей учитель опускает ложку в суп, а вовсе не бьет ребеночка по голове. А ключи использует для открывания замков. Однако есть такие люди, которые полагают невозможной гармонию, если там есть слезинка хоть одного ребенка.

P.S. В. Борисюк: «Документы, подтверждающие, что учительница гимназии № 6 «Горностай» Татьяна Петровна Антонова оказывала физическое воздействие на шестилетнего ученика, были переданы мной начальнику главного управления образования мэрии Новосибирска Геннадию Алексеевичу Старцеву. Комментариев, к сожалению, получено не было».