Калейдоскоп танцевальных чудес
И от заявок на участие в нем этой весной буквально не было отбоя. Более шестидесяти детских коллективов (танцоры от 6 до 13 лет) в итоге прошли горнило отбора и были приглашены в гостеприимные стены Дворца культуры железнодорожников.
— Такой крупный фестиваль достоин именно такой сцены, такого дворца, — подчеркнула в своем выступлении на фестивале Наталья Ярославцева, руководитель департамента культуры Новосибирской области.
К тому же знаменитый театр танца «Апельсин», занимающийся на базе ДКЖ, здорово помог организаторам в проведении массовых моментов фестиваля, он замечательно выступил и в качестве конкурсанта, став лауреатом в эстрадной номинации. Партнеры и друзья областного Дома народного творчества помогли обеспечить высокий уровень фестиваля в целом, от начала до конца.
Чудеса же сопровождали нынешний «Калейдоскоп» все три бурных дня творческих состязаний.
Сначала «отчудесила» зимушка-зима — устроила такую метель накануне весеннего равноденствия, что некоторые коллективы попросту не выпустили на постах ГАИ родных городов и поселков. Так и не смогли проехать на автобусах по заснеженным трассам полторы сотни барнаульских танцоров. До последнего момента ждали некоторых из кемеровчан, запоздали коллективы из отдаленных районов нашей области, томичи… Зато вопреки погоде прорвались сквозь снежные и гаишные кордоны отчаянные горноалтайские подростки ансамбля «Чейне» из села Акташ (что лет 5 назад оказался в эпицентре девятибалльного алтайского землетрясения). Ребята во главе с руководителем два дня с приключениями добирались до Новосибирска, и не зря добирались — показали очень достойные постановки с национальным колоритом. Если учесть, что репетировать им приходилось в спартанских условиях до сих пор разрушенного клуба («чуть ли не на снегу!», по словам руководителя). И разве это не чудо, что в далекой алтайской глубинке живет активной жизнью добротный ансамбль, которому поездка в Новосибирск на фестиваль даст новый импульс развитию?
Чудом был вставший практически к началу конкурса на обе ноги после тяжелейшей травмы председатель жюри, лауреат Государственной премии России, заслуженный деятель искусств России Георгий Ерасек.
Чудесным было и своевременное прибытие в нелетную погоду из Москвы энергичного Алексея Дистерова — доцента кафедры хореографии Московского университета культуры и искусств. А уж прилет из Краснодарского края «главной феи», волшебного постановщика массовых действ фестиваля — главного балетмейстера Всероссийского детского центра «Орленок», заслуженного работника культуры России и Кубани Анны Зенцовой — стал и сам по себе настоящим праздником и чудом для всех участников. Мастер- класс, который она провела для хореографов Сибири, стал открытием современного игрового подхода в работе с танцующими детьми для многих сибирских хореографов, которым порой не хватает именно педагогических приемов и методик для раскрепощения творческих способностей подопечных. Может, оттого иногда и не хватает нашим детишкам улыбок на лицах во время исполнения трудных танцевальных па?
— Если даже вы запомните только часть из того, что мы с вами сделали, вы уже сможете совершить глобальное изменение в своей работе в детском коллективе — вы будете давать детям танцы для души, — такое напутствие прозвучало из уст Анны Александровны.
Алексей Дистеров раскрыл секреты точного воплощения на сцене особенностей народного танца, что так важно для сохранения танцевальной народной традиции, особенно в Сибири. Радовали и качество, анализ обсуждения номеров на «круглых столах» после каждого блока, те бесценные советы, которые дали всем руководителям коллективов, — это стоит многого!
За тем и едут на такие фестивали из самого далека творческие люди — не только себя и детей показать, но и запастись на вырост идеями. Современный эстрадный и народный танец не терпит лени и косности. И на фестивалях это становится особенно очевидным для тех, кто иногда почивает на старых заслугах. Творческий рост — вот идея «Калейдоскопа» и подобных ему фестивалей. Без этого танец, тем паче любительский, умирает как жанр, превращается в подтанцовку, в банальный фон для корпоративных концертов.
Далеко не всем достались лауреатские лавры фестиваля-конкурса. За кулисами и на обсуждениях были и слезы, и разочарование, и обиды. Но все было по-честному. Сильные и талантливые были объективно сильны, а подающие надежды стали более мудрыми и оптимистичными. А в качестве главного приза Анна Зенцова подарила приглашение на летнюю творческую смену 2011 года во Всероссийский детский центр «Орленок» объективно лучшим на сегодняшний день — новосибирскому ансамблю «Сибирские узоры» ДДТ им. Ефремова (руководитель Ирина Овечкина) и междуреченскому ансамблю «Мастер» (руководитель Виталий Блохин). Другим есть к чему стремиться, о чем мечтать на следующих фестивалях «Калейдоскоп ритмов».
А что следующие будут — кто бы сомневался!