Показали, где раки зимуют
Прадед писал: «Когда началась Великая Отечественная война, многие мои земляки пошли защищать свою Родину. 2 сентября 1941 года я был призван в Советскую армию. Около месяца мы находились на формировании воинской части на станции Называевская Омской области. Я был назначен в пулеметную роту пулеметчиком, первым номером.
Вместе со мной в одном полку служили солдаты из посёлков 8-е Марта и Красный Восток Верх-Тулинского сельсовета Высоцкий, Липустин, Лобченко и Гребнев.
В октябре 1941 года наша воинская часть была направлена на передовую линию. Мы остановились возле села Никифоровка, в восьми километрах от Старой Руссы, здесь и заняли оборону.
Как известно, в октябре 1941 года фашистские войска рвались к столице нашей Родины. Несмотря на громадные потери в живой силе и технике, немцы стремились любой ценой захватить Москву. Шли ожесточённые бои, наша воинская часть семь дней вела непрерывный бой.
На восьмой день меня ранило в левую руку, и я был отправлен в госпиталь города Ярославля. После лечения прибыл в свою воинскую часть и участвовал в боях с гитлеровскими войсками. Но через несколько дней осколком вражеского снаряда был ранен в глаз, и опять — госпиталь. Вскоре вернулся на передовую линию фронта и снова принимал участие в боях.
На нашем участке Западного фронта немцы сосредоточили большие силы, но оборону так и не смогли сломить. В 1941— в начале 1942 года противник превосходил нас в боевых самолётах и танках, и мы подвергались беспрерывным обстрелам. Сам видел, когда немецкие самолёты гонялись за одиночными бойцами, стреляя из пулемётов и бросая бомбы. Вот злость нас брала! Но позже мы показали врагу и на суше, и в воздухе, где раки зимуют.
Бои были напряжённые. На нашем участке противник предпринимал частые атаки, но безуспешно, все они были отражены.
Однажды в минуту затишья напарник мой, пулемётчик Николай Смирнов, поднялся в окопе и говорит: «Давай закурим?» — и стал доставать кисет, но вдруг дико вскрикнул, схватился руками за живот и с искажённым лицом повалился на дно окопа. Подползаю к нему, поворачиваю и вижу: из нескольких глубоких ран хлещет кровь. Через несколько минут он умер. Так погиб боевой друг от случайного осколка мины».
Знаю, что прадед был ещё ранен в правую руку, затем подорвался на немецкой мине. Миной оторвало ступню и раздробило левую ногу. Лечился он семь месяцев, ногу пришлось ампутировать. В сентябре 1943 года прадед вернулся домой, в поселок имени Крупской.
Медалью Василий Лазаревич был награждён всего одной — «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Ему не присвоили звание Героя СССР, но я всё равно считаю прадедушку героем. Каждый раз 9 Мая, когда в нашей школе проходит праздник, посвящённый Дню Победы, я с грустью вспоминаю своего прадедушку.
Мой дедушка рассказывал, что много наших родственников участвовало в войне, не вернулся с фронта родной брат прадедушки Даниил Лазаревич Костенко и три двоюродных брата — Василий, Леонид и Дмитрий.