Здравствуй, Известный солдат!
Они были детьми, когда их отец, Иван Куприянович Смольников, ушел на фронт, пропал без вести в 1941 году. Дети выросли, у них самих появилась новая поросль: дети, внуки, правнуки. И вот новость: отец нашелся!
Отыскали сибирского солдата питерские поисковики. Привезли Ивана Смольникова Николай Малыгин, заместитель председателя совета санкт-петербургской общественной организации «Региональный поисковый центр», и его 26-летний сын Александр. Еще в октябре прошлого года начали поисковики очередной раскоп в лесах Ленинградской области, но не успели завершить работу — помешала непогода. Закончили 2 декабря.
«Вначале решили, что лежат двое, — рассказывает Николай Малыгин. — Были обнаружены две кружки, два противогаза, две каски. Но нашли только одного бойца. К счастью, у него на удивление хорошо сохранился солдатский медальон, сравнительно аккуратно заполненный простым карандашом. Если бы заполнялся химическим, скорее всего, данные бы стерлись. А здесь во вкладыше, который кладется в медальон, удалось разобрать не только имя, отчество, фамилию, год рождения — 1906 год, но и домашний адрес, откуда боец призывался: Западно-Сибирский край, НСО, то есть Новосибирская область, Здвинский район, село Михайловка. Мы отправили запрос в администрацию Здвинского района и в областной военкомат. Родных нашли достаточно быстро. Оказалось, что у него трое детей, они давно переехали в Искитимский район. В телефонном разговоре младшая дочь, Любовь Ивановна, высказала пожелание, чтобы похоронить отца на родной земле».
Первоначально поисковики запланировали похоронить Ивана Куприяновича на Синявинских высотах, на военном кладбище. В годы Великой Отечественной войны Синявинские высоты были местом самых ожесточенных сражений под Ленинградом. Это было узкое место, сами немцы называли его «бутылочное горло», где была прорвана блокада в 1943 году. До этого времени здесь шли кровопролитные бои. Немцы захватили Синявинские высоты в середине сентября 1941 года и создали здесь оборонительные сооружения.
Наступательные операции советских войск в 1941 — 1942 годах сами солдаты называли «наступлением на животах»: к высотам не было скрытых подступов и атаковать приходилось с открытых болотистых торфяных низин.
Лишь после прорыва блокады войска 55-й и 67-й армий Ленинградского фронта и 8-й армии Волховского фронта начали наступательную операцию, известную под названием Синявинской.
В числе солдат, оборонявших Ленинград, был и Иван Смольников. Всего три месяца довелось ему быть на войне, но погиб он как герой.
«Его убило при минометном обстреле, — говорит Николай Малыгин. — Рядышком мы нашли еще восемь солдат, которые лежали в стрелковых ячейках. Ни окопа, ни траншеи не было. Они пошли в атаку и погибли при обстреле. Но дрались храбро, до последнего патрона, мы обнаружили только гильзы. Смольников был старшиной роты и числился за 133-й дивизией, как было установлено в архиве. Поскольку эта дивизия никогда не воевала на Синявинских высотах, скорее всего, в архивные данные вкралась ошибка. Думаю, что воевал он в составе 310-й стрелковой дивизии 1082-го стрелкового полка. Погиб в сентябре 1941 года!
Позднее Военный совет подведет итоги боев на Синявинском направлении. В приказе говорилось, что в результате усилий войск Ленинградского фронта немецкое командование не только не смогло снять отсюда ни одной дивизии и направить на другие участки, где развернулось решительное наступление Красной армии, но, наоборот, было вынуждено перебросить с других фронтов четыре пехотные дивизии под Ленинград.
Вражеские дивизии, оборонявшиеся на этом участке фронта, были обескровлены, а некоторые из них, как показали пленные, почти полностью уничтожены.
По подсчетам Комитета межрегиональной общественной организации ленинградских ветеранов войны и военной службы, в боях за высоты погибло 110 тысяч советских солдат и офицеров. Личности многих из них до сих пор не установлены.
…А Иван Смольников перестал быть одним из Неизвестных солдат той страшной войны. Теперь о том, как его доставляли сюда, в Новосибирскую область. Одно дело — найти останки и захоронить их неподалеку, а попробуйте их перевезти через всю страну, организовать похороны, митинг!
В этой работе поисковым отрядам помогают тесная связь и взаимовыручка. Вот и на этот раз, узнав, что Иван Смольников — сибиряк, Николай Малыгин связался с Натальей Некрасовой, руководителем центра патриотического воспитания Сибирского кадетского корпуса и руководителем экспедиции «Поиск—МГИВ». Опытный и деятельный поисковик, руководитель «Поиска — МГИВ», взяла на себя со своими ребятами всю организацию достойного захоронения нашего земляка. Неудивительно, что митинг-реквием в клубе села Новолокти открыла Наталья Некрасова: «В год 65-летия Великой Победы мы не только чествуем ветеранов войны и тружеников тыла, которые честно выполняли свой долг. Мы также вспоминаем о солдатах, которые пропали без вести и не вернулись к себе домой. До сегодняшнего дня в лесах, полях и болотах, к большому сожалению, еще лежат воины, павшие без вести на той войне. Поэтому вот уже почти двадцать лет в России действует поисковое движение, мы поднимаем солдат, узнаем их имена и хороним».
На митинге Николай и Александр Малыгины передали детям Ивана Смольникова личные вещи воина, в том числе солдатский медальон. Николай Малыгин вспомнил слова великого полководца Суворова: «Война окончена тогда, когда похоронен последний погибший на ней солдат». Поэтому для нас, для поисковиков, эта война пока не окончена.
Радует тот факт, что в последнее время в поисковое движение приходит много молодежи, которая не жалеет ни своих отпусков, ни своих выходных дней».
На митинге к землякам обратился Валерий Чуркин, заместитель главы администрации Искитимского района. Он напомнил, что год назад и в село Шипково благодаря поисковым отрядам привезли солдата, погибшего в Сталинградской битве. «А сегодня земля примет солдата, который погиб, защищая город-герой Ленинград. Хотелось бы, чтобы молодежь чтила этот подвиг, и отдельное спасибо хочу высказать поисковому движению России».
На митинге также выступили Олег Мельников, военный комиссар Искитимского района, Юрий Моисеев, глава Гилевского сельсовета. «Сибиряк Иван Смольников и другие солдаты защищали не только нашу Родину и государство, но и свои семьи, и нашу веру, которая помогает человеку жить», — подчеркнул отец Гурий, настоятель прихода во имя святителя Николая города Искитима.
…После митинга длинная процессия потянулась на сельское кладбище. Увы, не сохранилось ни одной фотографии Ивана Куприяновича. Похоронили солдата рядом с женой, Матреной Григорьевной, которая после получения известия в 1941 году о муже, пропавшем без вести, так и не вышла замуж. Подняла солдатка одна четверых детей. Умер один из них — Григорий, старшему, Михаилу Ивановичу, сейчас 83 года, и только он один хорошо запомнил отца. Когда Иван уходил на войну, сыну было 15 лет, а дочери Зоя и Любовь были совсем крохотные. Запомнил Михаил Иванович отца крепким, работящим, всегда занятым обычным крестьянским трудом. Как у многих семей, отец ушел на войну в самом расцвете сил — в 35 лет. Жить бы ему да поднимать детей... Но не имел права отсиживаться дома, когда шла такая битва…
…Возле могилы звучит троекратный прощальный залп. Солдату Ивану Смольникову отдают последние воинские почести… Приветливо колышется рядом русская березка, словно убаюкивая вечный сон героя…
Искитимский район. Фото предоставлены «Поиск — МГИВ»и Региональным поисковым центром (Санкт-Петербург.)
Р.S. Знак судьбы: один из правнуков солдата, названный в честь прадеда Иваном, в свое время окончил Сибирский кадетский корпус. Молодой Иван Смольников, кадровый офицер, служит в Красноярске.