USD 107.7409 EUR 114.3149
 

Куда уплыла рыба?

Виталий ЗЛОДЕЕВ.

Недовольны были почти все: простые рыбаки-любители и крупные рыбопромышленные хозяйства. И дело даже не в каких-то запретах и ограничениях — все в один голос говорили, что рыбы в водоемах стало гораздо меньше. Нужно было что-то делать, поэтому очередное заседание рыбохозяйственного совета Новосибирской области под председательством первого заместителя губернатора Василия Юрченко по определению не могло пройти тихо-мирно. Оно и не прошло — разговор получился жестким.

По логике с прошлого года в рыбном хозяйстве области должен был начаться подъем, ну или хотя бы заметные глазу телодвижения. Дело в том, что с 2009 года появился закон, позволяющий предоставлять рыбопромысловые участки в пользование для осуществления товарного рыбоводства и промышленного рыболовства. По сути, рыбаки получили те же права, как ранее в лесном и охотничьих хозяйствах. Берешь участок в длительную аренду, ловишь рыбу, реализуешь её и получаешь прибыль. Простая, казалось бы, схема, однако начала давать осечки буквально сразу. По словам Сергея Ильиных, консультанта областного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, который (департамент) готовит и проводит конкурсы по предоставлению участков, рыбопромысловая деятельность не пользуется особой популярностью. При этом по потенциалу Новосибирская область выгодно отличается от своих соседей. Общая площадь водных объектов, пригодных для промысла, — 650 тысяч гектаров (3-е место в России), из них 558 тысяч — озера, еще 92 тысячи — Обское водохранилище. Но частных предпринимателей, которые хотят заниматься рыбой, не так много — на проведенном в 2009 году конкурсе из 30 предложенных участков передано в пользование только 16. На второй конкурс, который вскоре состоится, выставлено 35 водоемов, но весьма вероятно, что результат вновь будет схожим.

Василий Юрченко согласился, что мы действительно богаты водными ресурсами, но констатировал, что в целом в регионе слабо развита коммерческая рыбопромысловая деятельность. По его оценке, стимулировать ее можно создавая муниципальные предприятия или развивая малый бизнес при помощи областной программы самозанятости населения. При этом подверг критике некоторых глав районов, присутствовавших на совете:

— В нашей области, — сказал Юрченко, — официально 32 тысячи безработных, и примерно половина — в сельских районах области. Многие из них могли бы работать в рыбной промышленности. Но это дело глав районов, муниципальных образований — найти их, организовать. А мы, область, поможем. Но нельзя же сидеть в своих креслах и ничего не делать. А если делать, то во вред. Сколько я могу получать письма от предпринимателей, которым нарочно занижают квоты вылова по сравнению с рыбхозами, которые как-то связаны с районными властями. Вы же постоянно ко мне ходите, жалуетесь, просите помощи. Почему же сейчас молчите? Говорить надо здесь и сейчас, специально для этого и был собран совет. Кулуарно, за закрытыми дверями, мы ничего решать не будем.

После этого резкого заявления слово все же взял глава Чановского района Виктор Губер. Он озвучил в целом понятное мнение — предприятия хотят развиваться, но собственных сил не хватает. Василий Юрченко согласился, что на первом этапе развития рыбного промысла без государственной поддержки эту проблему не решить. Нужны стимулы — налоговые преференции, субсидии, организационная поддержка. На сегодняшний день нужен точный перечень мероприятий, которые позволят увеличить объемы зарыбления водоемов, вылавливать и перерабатывать больше рыбы, доводить товар до торговых организаций и увеличивать объем потребления рыбных продуктов населением.

Еще одно направление работы, по мнению первого заместителя губернатора, это развитие промышленной переработки рыбы. При этом каждый этап работы — изготовление рыбопосадочного материала, добыча рыбы и ее переработка — должен быть отдельным видом коммерческой деятельности, приносящей добавленную стоимость и повышающей эффективность работы комплекса в целом.

Хотя обсуждение второго вопроса в повестке работы совета навело на мысль, что начать, возможно, стоит именно с рыбопосадочного материала, то есть с рыбопитомников. Нет смысла пересказывать все, о чем говорили представители этих питомников, но главная мысль везде была схожей — практически ни один питомник не работает в полную силу, на свою проектную мощность. Что, естественно, влияет на уровень зарыбления водоемов, на объемы промышленного вылова. На «подъем» питомников потребуются десятки миллионов рублей, но без исходного материала любое возрождение отрасли бессмысленно. Ведь было время, когда в НСО промышленным образом вылавливали до 10 тысяч тонн рыбы в год, а в последние годы, как ни стараются, больше 4-х тысяч тонн не получается. А потребление рыбы в области не только ниже, чем по России (при третьей, напомним, площади водоемов), но и ниже медицинской нормы. Есть над чем задуматься.

Итогом же заседания совета стало поручение Василия Юрченко подготовить в течение двух недель перечень первоочередных мер для эффективного использования рыбопромысловых участков, в перспективе для решения стоящих задач будет разработана долгосрочная целевая программа.

Третий, и последний, вопрос на совете напрямую к проблемам отрасли не относился, но пресса ждала его с особым интересом. Кто не в курсе дела, может легко найти текст в интернете по ссылке «Новосибирский рыбозавод». Суть в том, что это предприятие опубликовало в 20-х числах февраля информацию о взимании платы с рыбаков-любителей, которым «посчастливилось» рыбачить на арендованных рыбзаводом участках Обского моря. Новость вызвала эффект разорвавшейся бомбы, специализированные форумы в Сети буквально кипели от возмущения. Люди предлагали даже устраивать демонстрации, написали письма губернатору области, в администрацию Президента РФ, в прокуратуру. Областная власть, понятно, мимо волны народного гнева пройти не смогла. Да и руководство предприятия быстро смекнуло, что палку сильно перегнули, и пока от своих целей временно отказалось. Хотя, судя по выступлению на заседании совета генерального директора Новосибирского рыбозавода Владимира Крауса, возврат к вопросу неизбежен. Краус сказал, что по закону они правы, и вообще, почему, мол, рыбаки должны быть привилегированней охотников, платящих деньги за свои путевки.

Василий Юрченко поручил создать рабочую группу, которая должна быстро (в течение 5 дней) дать правовую оценку ситуации, подчеркнув, что в поступке хозяйствующего субъекта есть логика и здравый смысл, но есть и наш менталитет, который быстро и так грубо не изменить. Так что, судя по всему, самое интересное еще впереди, и мы обязательно будем следить за ситуацией.