Солдатская слава
Строили здания для прибывающих с запада эшелонов, которые везли оборудование, станки на восток. На установленных станках тут же работали. С ребятами, после выполнения своей нормы, помогал девчатам выполнить задание.
Затем отец попал в ополчение. Из ополченцев Новосибирской, Омской областей и Алтайского края была создана дивизия и отправлена на фронт. Не доезжая фронта, сняли их с поезда и повели через леса, чтобы не разбомбили немцы.
И вот в походе друг другу передают команду: «Остановиться!» Остановились на большой поляне, вокруг лес. На середину поляны вывели маленького, тщедушного человека и объявили, что он побывал уже у немцев. Они его отпустили, чтобы он вел агитацию среди солдат, чтобы русские сдавались в плен. Тут же выкопали яму, поставили его на колени и застрелили. А у могилы сказали: «Собаке — собачья смерть». И пошли дальше.
Папа сражался на Северо-Западном фронте. Он часто в рассказах вспоминал о Старой Руссе, как освобождал города Тихвин, Бологое. Особенно запомнились его воспоминании о бое за село Наличи.
Весна 1942 года. Гитлеровцы шагают по русской земле. Но дорого платят фашисты за каждый ее вершок. Они шагают через горы трупов своих солдат и офицеров. И каждый угол, каждый куст грозит им смертью. На защиту Отечества встали все советские люди, от мала до велика. Русский солдат поклялся умереть, но не отступить.
«Ни шагу назад!» — дает команду солдатам помощник командира минометного взвода старший сержант Павел Усанин. — Патроны расходовать экономно. В плен не сдаваться. Последнюю пулю в себя».
Перед оврагом, где засела после длительного наступления горстка солдат, находился бор, а за ним — село Наличи. Задача с утра стояла такова: взять с боем ряд оборонительных сооружений противника, захватить несколько сел. После взятия деревни Никольской части двигались к Наличам. Но перед ураганным артиллерийским огнем и огнем с воздуха семь минометчиков оказались оторванными от своих подразделений. Мины кончились. Остались только винтовки и автоматы, считанные патроны. А бор кишит немцами. Вот они выходят на опушку во весь рост и идут фронтом к оврагу. Они пьяны.
Неудержимой яростью горят глаза солдат-минометчиков. Руки твердо сжимают оружие, мускулы напряжены до предела. На расстоянии двухсот шагов немецкий командир кричит: «Русь, давай командира на переговоры».
Некоторые из минометчиков недоуменно глядели на врагов. Но вдруг противник стал рассылать группы солдат во фланги, явно с целью окружения. А командир все продолжал кричать о переговорах. Усанин сразу разгадал эту подлую провокацию. Подпустив немцев на двадцать-тридцать шагов, он крикнул: «Огонь!» — и первым выстрелом сразил немецкого офицера. Началась стрельба. Во много раз превосходящая по силам группировка фашистов была частью уничтожена, частью отброшена.
С помощью подоспевших групп из других подразделений минометчики взяли село Наличи. Эту ночь до утра в тридцати метрах от села с семью бойцами Усанин стойко удерживал мост, не давая возможности немцам проникнуть в оборону наших.
Через месяц комиссар минометного батальона Н-ского стрелкового полка Северо-Западного фронта Лещенко писал коллективу депо Купино: «Уважаемые товарищи, рабочие и служащие! В рядах бойцов нашего минометного батальона находится бывший токарь, секретарь комитета комсомола Купинского депо Омской дороги Павел Усанин. Храбро и умело сражается он с гитлеровскими грабителями. Уже в первых боях с коварным врагом он проявил подлинный героизм». И затем шло описание геройских поступков сибиряка. А заключил письмо комиссар словами: «Коллектив депо может гордиться своим земляком-героем. Передайте горячий боевой привет и большое спасибо матери героя Анне Петровне за то, что она вырастила такого сына».
Это письмо комиссара Лещенко под заголовком «Слава герою Павлу Усанину» было напечатано в газете «Омский железнодорожник» в грозном 1942 году ко Дню железнодорожника.
Победу в Великой Отечественной войне ковали люди и на фронте, и в тылу. Моя свекровь Валентина Николаевна Копанцева с семьей в те далекие годы жила в деревне, в Костромской области. Она вместе с женщинами своей деревни пекла хлеб солдатам. Рассказывала, что мешки с хлебом грузили на подводы и отправляли на фронт. В деревне жители выращивали поросят. Дети в 5 — 6 лет ходили в лес, собирали грибы, сушили — все это тоже отправляли бойцам, лишь бы стала ближе Победа.