USD 108.0104 EUR 113.0947
 

В реку времени вступая не однажды

Евгений ПРОКОПОВ. Председатель некоммерческого партнерства «Сибирское культурное наследие».
Александр Копылов.
Александр Копылов.

Надо заметить, что особую значимость мероприятию придало участие английских коллег — профессоров-преподавателей художественных учебных заведений. И их присутствие здесь было, как говорится, не случайным: авторитет русской классической школы очень высок, а принципы обучения, которые сформировались еще в советские времена, прошли проверку временем и доказали свою жизненность и плодотворность. Закладываемый в вузе в качестве фундамента багаж знаний и навыков, верность классическим традициям русского реализма, широта кругозора, — все это позволяет молодому специалисту, архитектору, дизайнеру, художнику чувствовать себя уверенно в бурном море современного изобразительного искусства.

Педагогический путь Александра Сергеевича начался более сорока лет назад, когда в 1977 году студент Копылов окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института и ему было предложено остаться в родном вузе преподавателем кафедры живописи и рисунка.

В то время в Сибстрине блистала яркая когорта выдающихся мастеров: Ардаллион Кузьмин, Виктор Кречетов, Людвиг Минерт, Юрий Ефимов. Поэтому такое предложение вчерашнему студенту можно было считать признанием высокого уровня его профессиональной подготовки и таланта. Со всем жаром молодого энтузиазма, с полным осознанием ответственности принялся он передавать полученные от наставников азы мастерства, продолжая одновременно и сам учиться.

Так и пошла с тех пор жизнь Александра Копылова по двум параллельным направлениям. Кафедра, ученики, семинары, занятия, разработка методических пособий, поездки со студентами — это одно. Творческая работа, участие в художественных выставках самого высокого ранга — другое. Много лет Александру Сергеевичу удается совмещать творческую и педагогическую деятельность — с одинаковым энтузиазмом и по возможности на паритетных началах.

Вполне естественно, что главной сферой приложения его творческих сил стал городской и архитектурный пейзаж — очень сложный жанр: здесь всякая неточность или неряшливость автора становятся очевидными промахами. К нему Александр Копылов пришел в результате многолетних упражнений и изысканий в этом жанре, поскольку именно архитектурный пейзаж является важнейшей программной дисциплиной для будущих архитекторов, развивает у студентов способность видеть и изображать форму в пространстве, приобщает к архитектурно-художественному наследию.

Тринадцать лет Копылов назначался руководителем живописной практики студентов, возил своих подопечных по всей России. Псков, Валаам, Суздаль, Петербург, Новгород, Владимир, Переяславль-Залесский, Борисоглебск — одно только перечисление этих славных названий звучит музыкой для всякого русского человека. Счастье познания Родины он делит со своими студентами, одухотворяя навыки ремесла самой жизнью.

— Главное в этих поездках, — считает Александр Сергеевич, — заронить в души ребят искру творческого отношения к профессии, дать почувствовать нерасторжимую связь времен, проникнуться великими традициями русского зодчества.

Педагог понимает, что многим из его учеников предстоит высокая миссия — быть в числе создателей новой культурно-художественной среды. Поэтому трепетное, бережное отношение к юному таланту сочетается у Копылова с требовательностью и строгостью. Там, в этих поездках, на этюдах, когда студенты работают бок о бок с мастерами, и свершается таинство творческого становления будущих архитекторов. (Неоспоримым подтверждением педагогических достижений Александра Копылова явилась его победа на Всероссийской выставке творческих работ преподавателей и студентов художественно-графических факультетов высших учебных заведений «Пленэр-2008» — первое место в номинации «Автор-новатор в пейзажной живописи».)

Кроме чисто педагогических задач, удается решать и свои собственные — творческие. Из каждой поездки со студентами Копылов привозит десятки графических листов, где сухая строгость взгляда архитектора сочетается с глубиной и многоплановостью взора художника. В результате возникает своеобразный стереоэффект, объемность видения натуры. Его живописные и графические циклы, посвященные старинным русским городам, вызывают неизменный интерес высокой техникой и глубоким проникновением в суть изображаемого. Кажется, сама история дышит с его полотен.

Да и саму живописную манеру Александра Копылова — яркую, мощную — трудно спутать с чьей-либо. На Всероссийской художественной выставке «К 2000-летию Рождества Христова» его картина «Суздаль. Дорога к храму» не потерялась среди работ таких выдающихся мастеров, как Пластов, Моисеенко, Мыльников, Дейнека, Кончаловский, Чуйков, Верейский, Лактионов. Что ни имя — легенда!

К подготовке собственной выставки в стенах родного института искусств отнесся Александр Сергеевич с особенным старанием и ответственностью. Пробовал разные варианты развески картин, варьировал количество представленных произведений.

Картины, составляющие триптих «Старые стены», цикл «Воспоминания о Ростове Великом», «Валаамский триптих», объединены духом патриотизма. Они словно дополняют друг друга в создании единого образа, зримого образа Родины.

Великолепны и большие многофигурные натюрморты из серий «Атрибуты искусства» и «В мастерской художника».

Словно в ответ на давнишние упреки в некоей мрачности колорита, целый зал занял он светлыми, полными солнца и воздуха, этюдами, на которых изобразил укромные уголки новосибирского левобережья. Живая сочность этих этюдов особенно выигрышна на фоне суховатой, порой излишне строгой манеры графических листов с видами старых русских городов. В свою очередь эти подробно прорисованные, детализированные листы фактически являются не только документально точными образами, выхваченными из потока времени, но и аналитически плодотворными: для их полного восприятия требуются пристальный взгляд и серьезные размышления.

Увидеть красоту в окружающем мире — непростая задача. Найти поэзию в повседневном — нелегко. Только настоящему мастеру, истинному художнику это по силам.

Фотографии статьи
Из триптиха «Старые стены», «Ростов Великий», холст, масло, 1990 г.
«Зимняя канавка».
Из триптиха «Старые стены», «Псков», холст, масло, 1990 г.
«Башня», «Типография «Советская Сибирь», холст, масло, 2003 г.
Из серии «По Ростову Великому», бум., кар., 1990 г.