В реку времени вступая не однажды
Надо заметить, что особую значимость мероприятию придало участие английских коллег — профессоров-преподавателей художественных учебных заведений. И их присутствие здесь было, как говорится, не случайным: авторитет русской классической школы очень высок, а принципы обучения, которые сформировались еще в советские времена, прошли проверку временем и доказали свою жизненность и плодотворность. Закладываемый в вузе в качестве фундамента багаж знаний и навыков, верность классическим традициям русского реализма, широта кругозора, — все это позволяет молодому специалисту, архитектору, дизайнеру, художнику чувствовать себя уверенно в бурном море современного изобразительного искусства.
Педагогический путь Александра Сергеевича начался более сорока лет назад, когда в 1977 году студент Копылов окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института и ему было предложено остаться в родном вузе преподавателем кафедры живописи и рисунка.
В то время в Сибстрине блистала яркая когорта выдающихся мастеров: Ардаллион Кузьмин, Виктор Кречетов, Людвиг Минерт, Юрий Ефимов. Поэтому такое предложение вчерашнему студенту можно было считать признанием высокого уровня его профессиональной подготовки и таланта. Со всем жаром молодого энтузиазма, с полным осознанием ответственности принялся он передавать полученные от наставников азы мастерства, продолжая одновременно и сам учиться.
Так и пошла с тех пор жизнь Александра Копылова по двум параллельным направлениям. Кафедра, ученики, семинары, занятия, разработка методических пособий, поездки со студентами — это одно. Творческая работа, участие в художественных выставках самого высокого ранга — другое. Много лет Александру Сергеевичу удается совмещать творческую и педагогическую деятельность — с одинаковым энтузиазмом и по возможности на паритетных началах.
Вполне естественно, что главной сферой приложения его творческих сил стал городской и архитектурный пейзаж — очень сложный жанр: здесь всякая неточность или неряшливость автора становятся очевидными промахами. К нему Александр Копылов пришел в результате многолетних упражнений и изысканий в этом жанре, поскольку именно архитектурный пейзаж является важнейшей программной дисциплиной для будущих архитекторов, развивает у студентов способность видеть и изображать форму в пространстве, приобщает к архитектурно-художественному наследию.
Тринадцать лет Копылов назначался руководителем живописной практики студентов, возил своих подопечных по всей России. Псков, Валаам, Суздаль, Петербург, Новгород, Владимир, Переяславль-Залесский, Борисоглебск — одно только перечисление этих славных названий звучит музыкой для всякого русского человека. Счастье познания Родины он делит со своими студентами, одухотворяя навыки ремесла самой жизнью.
— Главное в этих поездках, — считает Александр Сергеевич, — заронить в души ребят искру творческого отношения к профессии, дать почувствовать нерасторжимую связь времен, проникнуться великими традициями русского зодчества.
Педагог понимает, что многим из его учеников предстоит высокая миссия — быть в числе создателей новой культурно-художественной среды. Поэтому трепетное, бережное отношение к юному таланту сочетается у Копылова с требовательностью и строгостью. Там, в этих поездках, на этюдах, когда студенты работают бок о бок с мастерами, и свершается таинство творческого становления будущих архитекторов. (Неоспоримым подтверждением педагогических достижений Александра Копылова явилась его победа на Всероссийской выставке творческих работ преподавателей и студентов художественно-графических факультетов высших учебных заведений «Пленэр-2008» — первое место в номинации «Автор-новатор в пейзажной живописи».)
Кроме чисто педагогических задач, удается решать и свои собственные — творческие. Из каждой поездки со студентами Копылов привозит десятки графических листов, где сухая строгость взгляда архитектора сочетается с глубиной и многоплановостью взора художника. В результате возникает своеобразный стереоэффект, объемность видения натуры. Его живописные и графические циклы, посвященные старинным русским городам, вызывают неизменный интерес высокой техникой и глубоким проникновением в суть изображаемого. Кажется, сама история дышит с его полотен.
Да и саму живописную манеру Александра Копылова — яркую, мощную — трудно спутать с чьей-либо. На Всероссийской художественной выставке «К 2000-летию Рождества Христова» его картина «Суздаль. Дорога к храму» не потерялась среди работ таких выдающихся мастеров, как Пластов, Моисеенко, Мыльников, Дейнека, Кончаловский, Чуйков, Верейский, Лактионов. Что ни имя — легенда!
К подготовке собственной выставки в стенах родного института искусств отнесся Александр Сергеевич с особенным старанием и ответственностью. Пробовал разные варианты развески картин, варьировал количество представленных произведений.
Картины, составляющие триптих «Старые стены», цикл «Воспоминания о Ростове Великом», «Валаамский триптих», объединены духом патриотизма. Они словно дополняют друг друга в создании единого образа, зримого образа Родины.
Великолепны и большие многофигурные натюрморты из серий «Атрибуты искусства» и «В мастерской художника».
Словно в ответ на давнишние упреки в некоей мрачности колорита, целый зал занял он светлыми, полными солнца и воздуха, этюдами, на которых изобразил укромные уголки новосибирского левобережья. Живая сочность этих этюдов особенно выигрышна на фоне суховатой, порой излишне строгой манеры графических листов с видами старых русских городов. В свою очередь эти подробно прорисованные, детализированные листы фактически являются не только документально точными образами, выхваченными из потока времени, но и аналитически плодотворными: для их полного восприятия требуются пристальный взгляд и серьезные размышления.
Увидеть красоту в окружающем мире — непростая задача. Найти поэзию в повседневном — нелегко. Только настоящему мастеру, истинному художнику это по силам.