USD 103.7908 EUR 108.8705
 

На Олимпиаде поставили точку. Отсчёта

Анна Богалий-Титовец показывает свою изогнутую медаль (такая ныне была задумана форма). Рядом с чемпионкой — Валерий Яров и Александр Бухашеев.
Анна Богалий-Титовец показывает свою изогнутую медаль (такая ныне была задумана форма). Рядом с чемпионкой — Валерий Яров и Александр Бухашеев.

Неэффективный менеджмент. Развал всей системы подготовки спортсменов, обязанный в первую очередь «буйным девяностым». Пресловутая гонка за красивой денежной суммой, поправшей дух патриотизма и вообще все человеческое. Утрата органичного, главным образом психологического альянса «тренер — спортсмен». Тотальная самоуверенность, затмевающая взор на реальную обстановку, в частности, на состояние дел во всем современном спортивном сообществе, на наше истинное место в нем... И прочее, прочее.

Дискуссии продолжаются. Мы же, как обещали ранее, процитируем участников недавней пресс-конференции, посвященной победе нашей биатлонистки Анны Богалий-Титовец на минувших Играх (напомним, она взяла золото в эстафете вместе со Светланой Слепцовой, Ольгой Медведцевой и Ольгой Зайцевой).

Разглядеть — особое искусство
Валерий Яров, начальник управления физической культуры и спорта Новосибирской области: «Есть такая поговорка: отрицательный результат — тоже результат. Олимпиада в Ванкувере — действительно некая новая точка отсчета, время проанализировать все ошибки, все недочеты. Сегодня мы подготовили программу дальнейшего развития физкультуры и спорта. Но это не просто общие понятия. Программа настроена на то, чтобы конкретизировать систему подготовки спортсменов как на начальном этапе, так и на стадии высших достижений. Действительно были у нас такие моменты, когда спортсменам не уделялось должного внимания, и они уезжали. Сейчас это отношение меняется».

Говоря о тех, кто уехал «из-за недостатка внимания», пресса и ее собеседники вспомнили в первую очередь героев нынешней Олимпиады, которые могли бы принести медали в копилку Новосибирской области. Это биатлонистка Елена Хрусталёва и сноубордистка Екатерина Илюхина, ставшие серебряными призерами, выступая соответственно за Казахстан и Ханты-Мансийск.

Александр Бухашеев, генеральный директор регионального центра спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства»: «Портрет Лены Хрусталёвой висит у нас в школе: чемпионка Европы, заслуженный мастер спорта России... Я много раз встречался с Тихоновым (четырехкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов, новосибирец, сегодня является первым вице-президентом Союза биатлонистов России. — Ред.), мы вели переговоры по поводу ее представительства в национальной команде после того, как она выиграла чемпионат Европы. Но никому это не нужно было, никто ее не разглядел. А сегодня она принесла медаль другому государству».

Заново встаём на ноги
Итого: новосибирский биатлон, большой биатлон — это в данный момент Анна Богалий-Титовец. С надеждой смотрят эксперты на Ольгу Вилухину: молодая спортсменка становилась уже ныне кандидатом в олимпийскую сборную (но, как говорят в таких случаях, все еще впереди). Из мужского контингента наших снежных снайперов пресса вспомнила одного Ивана Панченко. И закономерно поинтересовалась: «А где резерв? Где задел на перспективу? Что дальше?»

Александр Никифоров, тренер двукратной олимпийской чемпионки Анны Богалий-Титовец: «Встречный вопрос: а кто позволил развалить спорт, причем очень быстро? Начали поэтапно: сначала убрали все ведомства… Сколько у нас было спортивных обществ! И в каждом состояли те специалисты, которые конкретно отвечали за развитие того или иного вида спорта. И денег просто так не получали. Чуть что — сразу получали по шапке… Вся эта система теперь упразднена. Что дали взамен? Ничего не дали. У нас даже детской спортивной школы по биатлону не было, только отделение в клубе «Локомотив» (до 2009 года, в котором ее все-таки открыли. — Ред.) ...Всё уничтожили, и теперь нам буквально заново приходится вставать на ноги. Уничтожили в том числе спортивный клуб армии».

Валерий Яров: «Просто меняется структура армейского спорта. Вместо спортивных клубов армии будут работать гражданские организации, так называемые базы. В Новосибирске как раз одна из таких баз появится. Думаю, в этом отношении у нас будут еще очень хорошие перспективы».

Александр Никифоров: «Но возрождать, что-то восстанавливать очень сложно. Учитывая, что тот же биатлон — вид спорта дорогостоящий. Нам сегодня нечем стрелять, это самый больной вопрос, Аня знает… Вчера, например, мы именно по техническим причинам еле-еле закончили тренировку — это с олимпийской чемпионкой!»

Анна Богалий-Титовец, двукратная олимпийская чемпионка: «Вы бы видели, как Александр Петрович выковыривал ключом от машины гильзу из винтовки!»

Климат всё же делает... погоду
Александр Никифоров: «В общем, чтобы были перспективы, надо сначала организовать учебно-тренировочный процесс. Но, конечно, без его финансового подкрепления нечего даже об этом говорить. Да, мы создали сегодня детскую спортивную школу по биатлону. Но за время ее работы очень много проблем обнаружилось, надо собираться, смотреть, обсуждать — правильным ли путем мы идем? И потом, у нас четыре месяца морозы стояли. Те спортсмены, которые пробыли все это время в Новосибирске и пытались тренироваться, вряд ли после этого смогли бы достойно выступить на соревнованиях. Что делают другие регионы? Вывозят своих людей туда, где теплее. Есть и у нас перспективные, конкурентоспособные спортсмены. Но кто-то в Европе тренируется при температуре минус десять, а мы неделями сидим и ждем старта».

Анна Богалий-Титовец: «Нужно трубу строить!» Это она, надо полагать, о специальном тоннеле, защищающем во время тренировок от холода и ветра... Пока без комментариев.

Отчего нас косит?
Александр Бухашеев: «Я вот еще что добавлю, у меня это давно назрело... Есть Федеральный закон о спорте, который предусматривает распределение: чем в нашей структуре должна заниматься муниципальная власть и чем — федеральная. Так вот, муниципальные объединения должны заниматься массовой физической культурой. Давайте спросим с городского управления физкультуры и спорта — ну сделайте анализ: сколько у вас людей на самом деле занимается в детских спортивных школах? Вы посмотрите, что происходит, например, на чемпионате города по лыжным гонкам: выступает всего несколько человек. Зато в статистических отчетах везде все очень здорово! И потом, в Минспорттуризма аккредитовано сегодня 90 федераций по олимпийским видам спорта и 43 — по неолимпийским. Вот мы говорим: надо растить олимпийских чемпионов... А сколько людей уходит в эти неолимпийские виды? И в чем причина?»

Можно сообразить: каждому свое. Все виды спорта по-своему хороши, и не их вина в том, что люди исторически вменили им означенную дифференциацию. Объективно ведь нет ничего плохого в том, что спектр дисциплин широк и выбор велик. Просто это два разных явления (признаем, никого не обижая), два разных «дивизиона». Предусматривающих, надо полагать, каждый свою шкалу ценностей и мастерства.

Александр Бухашеев: «Но! Главная причина, по которой люди предпочитают неолимпийские виды, вот в чем: там очень низкие классификационные нормативы. Мастерами спорта, в том числе международного класса, там становиться проще. Возьмем тхэквондо. Есть два вида — ВТФ и ИТФ, то есть олимпийская и неолимпийская версия. Так вот, из новосибирцев по олимпийской программе выступает один Сергей Дозорцев, который стал серебряным призером Универсиады. А в неолимпийском виде — одни мастера спорта международного класса! Проблема вот в таком перекосе. А деньги все приходят получать одинаково. Так давайте мы эти деньги правильно распределим, направим туда, куда надо, если мы отвечаем и отчитываемся за олимпийскую подготовку!»

А позитивное — обязывает...
...и задает нам свою определенную программу. Наша двукратная олимпийская и ее тренер с этим согласны.

Анна Богалий-Титовец: «Мне сложно судить о прошедшей Олимпиаде в целом, так как я занималась своей работой, готовилась к соревнованиям. Где были допущены просчеты, где что было не так — это, думаю, должны решить спортивные руководители. Просто собраться и честно друг перед другом ответить за все, сделать оргвыводы. А то, что было сделано хорошего, сложить в копилку, чтобы потом преумножить. И не нужно бояться учиться. Возможно, где-то надо взять за основу модель подготовки зарубежных спортсменов, что-то полезное перенять у них».

Александр Никифоров: «Конечно, золотая медаль Анны Богалий-Титовец для кого-то большая радость. Но для меня это в первую очередь большие обязательства. Если через четыре года на Олимпиаде в Сочи не будет золотой медали у новосибирских биатлонистов, останется очень неприятный отголосок. С нашего биатлона спрос особый, традиции ко многому обязывают. Так что эйфория начинает притухать — надо думать о другом. О том, как создать в Новосибирске сильную, мощную команду».

...Добавим: и не только по биатлону.