И пацанам — спасибо!
Шло лето 1943 года. Жизнь в деревне текла своим чередом. Как бы ни было трудно, оставшиеся в колхозе женщины, старшие подростки, парни и девчата, работоспособные старики и бабушки честно и добросовестно выполняли порученные обязанности. Все осознавали, что каждая выполненная работа — это удар по врагу, приближение светлого праздника, Дня Победы.
О положении дел на войне люди узнавали из газет, из чьих-то присланных отцом или старшим братом писем. Радовались успехам боевых действий. Женщины, получавшие письма с фронта от мужей, делились радостью, что наша армия бьет врага и в хвост и в гриву. Мы, пацаны, глядя на взрослых, тоже воспринимали все с чувством гордости за Красную армию. Радовались за чьего-то отца, что он жив и храбро сражается на фронте.
Иногда эта радость омрачалась сообщениями, что муж, отец или старший сын погиб в бою. Это горе разделяли все жители деревни.
Наш колхоз в деревне Ольгино Венгеровского района назывался «Ленинградец». В полях сеяли хлеб, на фермах были дойные стада коров. «Подсобными» животными были свиньи, овцы, гуси, куры. По осени, когда они вырастали, вся эта живность забивалась и мясо сдавали государству. Руководители говорили, это на фронт для солдат.
Отец наш, Фролов Александр Иванович, по годам и инвалидности на фронт не был призван, а в колхозе занимал должность заведующего фермой. Иногда в разговоре с мамой упоминал о делах в колхозной жизни.
Как бы ни было трудно, а жизнь продолжалась. При каждом колхозе был прикомандирован из района уполномоченный, который следил за положением дел в хозяйстве, подсказывал, что, где и как делать, сообщал свежие новости о положении на фронтах.
Работы выполнялись по участкам. Каждый занимался своим делом: выращивал и убирал хлеб, заготавливал корма, доил коров.
После посевных работ производился ремонт помещений для животных, а с начала июля начиналась покосная страда.
Вот и запомнился мне один день покосного времени.
В то время в период массовых работ проводились воскресники. Принимали участие все работоспособные жители села. И из районов привозили помощников. Все работы проводились вручную, механизации не было. Ценилась каждая пара рук.
Это было 15 июля 1943 года, в погожий, солнечный день. Накануне бригадир колхоза Федора Петровна Утина собрала нас, пацанов 8 — 10 лет от роду, чтобы возить копны. Сказала, что это надо для фронта. Собрались Устин Меньшиков, Максим Инин, Устин и Федор Родионовы, автор этих строк с братом Николаем, Александр Утин. Ехать надо было километров семь. Набралось подвод пятнадцать. Были женщины — Мария Борзихина, Елизавета Инина, Мария Кузнецова, Евдокия Утина и другие. Всю дорогу пели про «синий платочек», фронтовые песни.
Обстановка была такой, как будто не было войны. По прибытии на стан бригадир Федора Петровна определила каждого на работу — кому косить, кому сгребать, складывать копны. В восемь часов утра в округе закипела работа, опять же сопровождаемая песнею. Везде росли стога, мы возили копны. Стога метали парни — Григорий Борзихин, Станислав Домаров, Яков Оловянов. Нам подкапнивали девчата — Мария Безрукова, Екатерина Курятова, Екатерина Оловянова.
К десяти часам прибыла машина-полуторка из района. Приехали еще человек двадцать. Это была хорошая помощь. Всем нашлась работа. Работали споро. Стога росли как грибы. Всюду слышались песни, смех, у всех было веселое настроение. Так работали до трех часов дня. На стан приехали председатель колхоза Гордеев, уполномоченный из района, бригадир животноводческой фермы.
После работы был организован обед. А до того выступил с речью председатель колхоза, уполномоченный района. Всех похвалили за участие в работе.
Взрослым преподнесли по сто граммов водки. Председатель колхоза привез патефон с пластинками, а Алексей Кудашев приехал с гармошкой. Обед прошел весело — с песнями, плясками.
Председатель колхоза Гордеев похвалил и нас, пацанов, за участие в воскреснике. Так труд одного дня внес и нашу малую долю в великую Победу.